Как мы делали «Волок 2010»

Историко-этнографическая внедорожная экспедиция «Волок» в этом году отметилась первым скандалом. Участники разделились на два лагеря: одни жаждали крови и хотели убить виновника торжества (то есть меня), а вторые ломались, уставали, но, тем не менее, радовались жизни и открывали Россию заново.

Введение в предмет

Россия — это не только лопухи, комары да море водки.

Внедорожный рейд «Волок» — мероприятие не спортивное. Цель — дать возможность каждому владельцу внедорожника посмотреть на свою страну изнутри, открыть для себя всю ее многогранность, многонациональность и контрастность. Россия — это не только лопухи, комары да море водки; это еще и самое большое в мире государство, в котором уживается добрая сотня народов, имеющих собственную историю и культуру. Именно на этом контрасте построен проект.

Каждую весну экспедиция движется провинциальными «огородами», встречая на пути поморов, карелов, финнов, русских, эстонцев, евреев, белорусов, украинцев, казаков, калмыков, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев, черкесов, адыгейцев и много кого еще.

Среди них не только атеисты, но и православные, язычники, староверы, католики, лютеране, мусульмане, буддисты, методисты, иудеи… Этот калейдоскоп пестрым ковром раскрывается перед машиной каждый день, расцветая новыми красками, оседая слоями в подсознании, сдабриваясь наблюдениями за приходом весны, таянием снегов, ледоходом и половодьем, первыми листьями и цветущей степью, заснеженными горами и теплым Черным морем.

Все эти впечатления пролетают в режиме «перемотки»: пытаешься остановиться, зацепиться, копнуть глубже, сфотографировать, но тебя подхватывает поток «Волока» и несет к следующему лагерю, еще теплее, еще южнее. Это созерцательный туризм, который должен оставлять ощущение голода, чувство, что оторвали от познания, как медведя от меда, зародить страстное желание вернуться в какое-то из запавших в душу мест и окунуться в эту атмосферу неспешно, со знанием дела. Ведь всегда лучше недоесть, чем переесть.

Маршрут — режиссерская задумка. Здесь нет лишних штрихов и действий, каждая точка имеет какой-то смысл, зачастую неочевидный. Кто-то увидит то, что задумывалось, а кто-то нет. Внедорожные «радости» — лишь фон, адреналиновый допинг, тест на выносливость и способ испытать себя. День за днем нужно бороться с бездорожьем, решать навигационные задачки, приводить в чувство автомобиль, недоедать, недосыпать, ругаться со штурманом. Это не турпоездка, это весьма тяжелая экспедиция, кто бы что ни говорил.

Рецепт приготовления

Читая конференции, частенько натыкаешься на любопытные суждения. По мнению некоторых, мы вообще не «катаем» трассы, а создаем их виртуально. Это мнение имеет право на существование. Если вооружиться всевозможными картами, навигаторами, «летать» целыми днями над планетой в Google Earth — можно проложить маршрут, вычислить положение перекрестков, даже расставить точки культурной навигации. И даже можно потом во время отпуска прокатиться по этому маршруту.

Пару-тройку раз мы все-таки проезжаем по трассе.

Только вот количество «сюрпризов» будет колоссальным — то моста нет, то паром отменили, то дорогу перекрыли, то лесовозы колею размесили, то дожди прошли. Если по такой «легенде» отправить от Белого моря до Черного четыре десятка слабо подготовленных машин под управлением не всегда опытных водителей и штурманов, съезжающих в «пампасы» от силы пару раз в год — эффект будет сногсшибающий в прямом и переносном смысле. А потому, верите или нет, но пару-тройку раз мы все-таки проезжаем по трассе.

Все равно не верите? Тогда очень рекомендую попробовать на досуге проехать из города «А» в город «Б» лесами-полями. Пускай, для начала, между ними будет сотня километров, пара речек, несколько неизвестных даже вам достопримечательностей в невыясненном состоянии, к тому же расположенных, как назло, в крайне неудобных местах на карте. При этом отправляться в леса нужно непременно одной машиной с минимальным снаряжением, ведь за вами пойдут люди менее опытные, и об этом забывать не стоит.

 

Проехали? Сколько у вас ушло на это времени? День? Половина дня? Как минимум часов шесть. А это значит, что для разведки рейда в семь тысяч километров потребуется 35-70 дней ежедневных покатушек по кустам отчизны. Асфальтовые дорожные секции, конечно, жизнь упрощают, но не сильно, ведь к этой формуле надо прибавить дни на холостые «доезды» до места очередной разведки и обратно, время на ТО автомобиля, основную работу опять же. Итак, 2-3 месяца уходит только на «шитье» маршрута. Но и это еще полуфабрикат. Конечная стадия приготовления — финишная прокатка, когда и пишется легенда. Если все идет гладко, то на это уйдет еще 2-3 недели. А дальше… зима!

Что нам сулит зима? Зима для нас — спячка. Если до снега не успеть подготовить полностью весь маршрут, то весной уже есть риск не успеть, ведь на севере весна приходит уже после старта «Волока». И неизвестно, какая будет весна, поздняя или ранняя, посмывает мосты половодьем или нет, разбухнут болота или будут еще мерзлые, а те броды, что в августе были по щиколотку, не будут ли по пояс? Поэтому, накануне старта идет еще и контрольная прокатка трассы. За месяц, еще по снегу и совершенно иной обстановке. Когда пробег стартует, трасса непредсказуема не только для участников, но и для организаторов, несмотря на все перестраховки.

Ошибки неминуемы.

В этом году тоже были «неожиданности», особенно на первом этапе в Северной Карелии. Выпал внеплановый снег, тот, что должен был растаять — не растаял, а лишь стал плотнее и сыпучее, да еще и незапланированная колонна лесовозов по дороге прошла накануне… Битва! Вместо запланированных двух часов прохождения этого участка на штурм ушло десять. Участники финишировали не в 10 вечера, а под утро, старт следующего дня чуть задержался, и пошло-поехало по принципу домино. А накапливается ведь не только усталость, но и километры отставания. К первой дневке народ был выбит из колеи, а организаторам стало очевидно, что взятый темп не по зубам.

Лучшее — враг хорошего

Когда проект «Волок» только задумывался, график рассчитывался по простейшей формуле, полученной из жизненного опыта: если учесть, что оптимальный дневной пробег не должен превышать 400 км, а общая дистанция будет около 7000 км, то путем простого математического вычисления получаем 17 дней. При этом надо ведь еще и отдыхать, чинить машины, а значит, пробег надо разделить на этапы дневками. Добавляем 4 дневки и получаем 5 этапов и итоговые 3 недели экспедиции. Все прекрасно! Именно в этом формате и проводились первые два «Волока».

Но все это время на нас, организаторов, сыпались шишки, что мы, мол, далеки от народа, у всех нормальных людей отпуск две недели, где взять столько времени, и что из-за нас участникам приходится ехать не на весь проект, а лишь на отдельные этапы. Вот бы удалось «ужать» «Волок» до двухнедельного формата!

 

Мы же не для себя стараемся, а для людей, почему бы не пойти на встречу! Тем более и издержки меньше, ведь целую неделю не надо кормить, поить и эвакуировать. Чуток выпрямляем нитку пути до 6500 км, жертвуем двумя дневками, добавляем 100-200 км к суточным пробегам и… вуаля! Получите «Волок» за две недели!

Все-таки слабохарактерность — это плохо. На третий день стало ясно, что участники не выдерживают темп.

Стать космонавтом

«Камазовских туристов» свет еще не видывал.

Что может быть круче в наше время для настоящего мужика, чем полет в космос? Я тоже долго думал, что это предел мечтаний. Но не угадал. Стать космонавтом можно за деньги, а вот войти в состав команды «Камаз-Мастер» — это по-настоящему мечта идиота.

В начале этого года нежданно-негаданно на горизонте забрезжил великий Шанс, и уже к весне мы с Андреем Леонтьевым (телеканал «Авто Плюс») во всю тренировались в Набережных Челнах. А ведь это время чистовой доработки трассы «Волока»! В итоге, меня прикрывают коллеги, а я «развлекаюсь» на штурманском кресле «Камаза». Все всё понимают, упускать такую уникальную возможность не стал бы ни один здравомыслящий человек с бензином в крови. Но чем эта «спортивная карьера» обернется впоследствии — я даже не предполагал.

 

Тренировки — тренировками, но за месяц до старта «Волока» сорока на хвосте приносит тревожный слух, что первый для нашего экипажа «настоящий» ралли-рейд «Хазарские Степи» состоится не летом, как ожидалось, а весной, в апреле… Еще через неделю слух подтвердился: 22-25 апреля гонка! Задумайтесь, решение о сроках проведения 2-го этапа Чемпионата России по ралли-рейдам было принято за три недели до старта гонки! Для меня это была катастрофа…


Крайний слева долговязый человек в неприлично темных штанах — тот самый Алексей Мочалов, дух которого сопровождал участников «Волока» от Кеми до Новороссийска.

Отказаться нельзя — за спиной команда и сумасшедший бюджет, затраченный на тренировки и подготовку. Рождается понимание, что мое физическое присутствие на старте «Волока» хоть и желательно, но, по сути, не обязательно, ведь помимо меня есть еще целый сплоченный коллектив организаторов, а маршрут прокатан начисто. Но на всякий случай принимаем решение передвинуть старт на один день, с 25 на 26 апреля. Замираем, ждем развязки…

Вперед паровоза

Отгоняли мы успешно, а «Волок» принял старт в беломорской Кеми. На второй-третий день экспедиции, когда я спешил навстречу «Волоку», стало очевидно, что независимо от того, появлюсь я в составе экспедиции или не появлюсь, снежный ком усталости и опозданий будет накапливаться, и до фиаско уже подать рукой. А значит надо лететь вперед паровоза и перестилать легенду под новую реальность, сокращая петли и вырезая особенно рискованные спецучастки.

Первая дневка в Кингисеппе должна стать буфером, где вымотанные участники успеют восстановить силы, починить машины и встать на новые «рельсы».

В Москве забираю себе в помощь одного из ветеранов «Волока», автомобиль которого не смог добраться до старта, а принять участие ему сильно не терпелось, и весь второй и третий этапы, вплоть до Новороссийска, мы проходим заново, уточняем легенды, каждый вечер пересылаем их на север, Андрею Саакяну, принявшему на себя весь удар сложившейся ситуации.

Удалось безболезненно для содержания «вырезать» около пятисот километров маршрута, заново проложить альтернативные спецучастки, включить резервные дороги, разведать новый участок в Кабадино-Балкарии и напутать следов в Адыгее.

Тем временем в составе экспедиции начались нездоровые шатания, не приведшие к бунтам и революциям лишь потому, что возмутителей спокойствия основная масса участников не поддержала. По сути, замечания и возмущения были уместны и правильны, но именно сложностями и проверяется дух участников экспедиции. Получилась забавная ситуация: когда здоровые дядьки, не имеющие сил сами себя организовать, уже бунтовали, экипажи с малолетними детьми ехали достаточно спокойно и в какой-либо панике замечены не были. Потому что дети — это ответственность, привязанность к режиму, а где режим — там и дисциплина. При нормальной дисциплине 500 и даже 700 километров в день — не бог весть какая нагрузка.

Порвут — не порвут

9 мая, вечер. Небо постепенно окрашивается закатными красками, через пару часов прогремят залпы салюта, посвященного Дню Победы, и являющегося символическим завершением «Волока».

Набьют нам морду — или не набьют? На щите — или под щитом?

На смотровой площадке над Новороссийском мы с моим стойким штурманом Константином разожгли мангал и принялись жарить мясо, поджидая финиширующих участников. В воздухе висит нешуточное напряжение.

Приезд первых финиширующих позволяет немного выдохнуть, вроде довольных больше, чем раздраженных, а значит — не зря носились как потерпевшие по все стране. И вот долгожданные залпы… Все. Гора с плеч, и одновременно груз осознания, что многомесячная бешеная скачка вдруг закончилась. Закончилась залпами орудий и хотя и скромным, но все-таки салютом над Малой Землей.

P.S.

Поздно ночью самые стойкие участники приняли изрядно горячительного и устроили нам интенсивную промывку мозгов. Беседа была крайне конструктивна, хотя и эмоциональна. Итогом стало несколько эпохальных решений, которые будут положены в основу «Волока 2011», и в первую очередь — возврат к трехнедельному формату.

А еще на наши вопросы любезно согласился ответить участник «Волока 2010» Марко Зечевич

Что послужило толчком поехать на «Волок»?
Хотелось наконец-то поучаствовать в организованном офф-роудном мероприятии неспортивного характера. К тому же формат «Волока» предполагал довольно большую познавательную составляющую и показался мне весьма подходящим для начала приобщения детей к миру внедорожных путешествий.

Были ли опасения — брать с собой детей или нет?
Нет, не было. Уже до этого много раз ездили даже в более протяженные поездки, хотя и не с таким количеством бездорожья.

С какими трудностями, связанными с детьми в экипаже, столкнулись?
Единственная «трудность» — необходимость более часто и более продолжительно останавливаться. Это сильно снижает среднюю скорость, поэтому в рамках заданного организаторами темпа перемещения нам приходилось каждый день жертвовать какими-то участками предложенного маршрута и точками для посещения, чтобы совсем не выпасть из графика.

Взяли бы детей с собой в следующий раз?
Обязательно! Это только начало.

Понравилось ли детям? Капризничали ли? Как перенесли? Как вспоминают о проекте: как о пытке или как о чем-то интересном и хорошем?
Отдельные негативные эпизоды, конечно, были, но о них сейчас даже никто и не вспоминает. Когда ты одно утро гоняешься за скарабеями по пустыне, а на следующее уже просыпаешься на высоте 1500 м над уровнем моря с видом на заснеженные четырех-пяти тысячники — какой может быть разговор о пытке или о том, что это неинтересно?

Какие есть рекомендации и пожелания?
Несмотря на все недочеты (мелкие и не очень), «Волок 2010» нашему экипажу, безусловно, понравился. Всё, за чем ехали (за исключением отдыха и сна :)) — получили в полном объёме. Не хочется еще раз повторять те замечания, которые большинство участников высказывали после финиша (слишком длинные ежедневные перегоны, отсутствие централизованной заливки точек в GPS и т.д.) — судя по сайту проекта, организаторы уже сделали на этот счет правильные выводы.

Текст Алексей МОЧАЛОВ
  Фото Евгений КОНСТАНТИНОВ, Андрей СААКЯН, Ирина КОНСТАНТИНОВА, Михаил ЛАСТОЧКИН
  Иллюстрации Ирина КОНСТАНТИНОВА

Комментарии

Аватар пользователя christopher

На самом деле довольно увлекательная тема для обсуждения. Предложу всем поделиться своим мнением

Аватар пользователя antoninapolishuk

Очень занятно
Спасибо за рассказ!


-----------
Важно не сколько ты говорил, смотрел и слушал, а сколько сказал, увидел и услышал.

© 2004-2012 All-road.ru  Разработка сайта Proдвинутый папа