Колымский Тракт

Текст Алексей МОЧАЛОВ
Фото Александр ДАВИДЮК

Запад и восток нашей страны по-прежнему не связаны приличной трассой, повсюду — лишь позорные «направления», от безысходности названные дорогами. И если магистраль Москва-Владивосток правительство все-таки планирует когда-нибудь достроить — с каждым годом грунтовый участок там становится все меньше и меньше — то с дорогой на Магадан все не так хорошо. То, что мы доберемся до заветного города на обычной городской легковушке — крайне неочевидно. Что ж, так даже интереснее!

Цена риска огромна — чтобы узнать, проползут ли две наши «плоскодонки» Mazda3 по 2032 километрам Колымского тракта, нужно проделать путь в 10000 км до Якутска и увидеть дорогу воочию. К счастью, организованную телеканалом «Авто Плюс» экскурсию через всю страну в этот раз я пропустил; прилетел на самолете в столицу республики Саха (Якутия) лишь на самый интересный участок, снимать сливки.

Золото

Часто говорят, что каждый метр здесь построен на костях.

К Колымскому тракту сложно относиться как к обычной дороге. Это единственная сухопутная транспортная артерия, соединяющая два крупнейших дальневосточных города. Якутская и колымская земля — не только золотая житница России, но и регион с крайне экстремальным климатом: три четверти года здесь мороз, и даже легендарный полюс холода — поселок Оймякон — затерялся именно в этих краях. Стоимость добычи полезных ископаемых слишком велика, чтобы быть рентабельной; самый популярный способ снижения издержек — использование труда заключенных.

Неудивительно, что первым толчком в развитии края в первой половине XX века стал образованный центр управления Северо–Восточных лагерей НКВД со «столицей» в Магадане. С тех пор минуло много лет. Лагерей, и даже их следов, практически не осталось, но тягостная атмосфера, несмотря на очень живописную природу, остро ощущается.

Чтобы проиллюстрировать весьма спорную экономику золотодобычи на Колыме, достаточно сказать, что построенные вокруг месторождения поселки попросту бросают, когда иссякает золотая жила. А если он расположен далеко от очагов цивилизации и до него нет регулярных дорог, вместе с домами, школами, больницами и домами культуры бросается и техника, трактора и грузовики. Вывезти их на «большую землю» — дороже, чем купить новые.

В каждом таком поселке или городке остаются жить с десяток одержимых, которые оставшимися бульдозерами и ручным трудом моют золото, в надежде в одночасье разбогатеть. Но счастливчиков, напавших на залежи самородков, по рассказам старожилов, почти не встречается. Люди до конца своих дней остаются заложниками золотой лихорадки.

12 сантиметров

Две наших «трешки» на просторах Якутии и Магаданской области вызывали неподдельный интерес у местных жителей — легковые машины здесь в диковинку, если и встречаются, то лишь в населенных пунктах и исключительно «праворукие». Только наличие третьего автомобиля, пикапа Mazda BT-50, загруженного шестью запасными колесами, тросами и лопатами, давал понять, что мы все-таки слегка трезвомыслящие люди.

Сложностей было немало.

Перво-наперво, машинам не хватало дорожного просвета, все-таки 12 см — весьма скромная величина, и ощущаешь это очень быстро, достаточно рискнуть пропустить меж колес камушек величиной с яблоко. Звуковые эффекты быстро дадут понять, что это было опрометчивым решением. Один из таких пропущенных камней в момент покрошил нам на красной Mazda катализаторы, помял лонжерон и деформировал бак. Педагогический эффект — потрясающий: бдительность возросла, скорость упала, а жажда добраться «своими колесами» до Магадана усилилась многократно.

Нам бы зимние шины или цепи… но кто же знал!

Камни можно объехать, даже если это грозит потерей скорости. А вот раскисшие колеи — та еще задачка. Иногда приходилось ждать, когда пойдет попутный грузовик, и просить водителя, чтобы «примял» верхушки. В иных случаях — вооружаться лопатой и срывать препятствия, или заваливать камнями глубокие ямы. К счастью, таких участков было не много и только в самом начале, пока не вдарил мороз и земля не замерзла. Буквально за сутки температура упала до -23С — и это в конце сентября! Машины обуты в летние шоссейные шины, а как только пошли горные участки — к морозу прибавился тотальный гололед. Нам бы зимние шины или цепи… но кто же знал! Коллектив подобрался опытный, серпантины нам покорились, несмотря на то, что местные жители даже на полноприводной технике пасовали перед первым льдом.

Попутно мы подвозили пассажиров улетевшей в кювет «Буханки», вытаскивали из расщелины разбитую об скалу «Ниву»… Помогали и нам. На одном из строящихся участков дороги наши легковушки не могли забраться по крупным камням с объездной дороги на насыпь, и дорожники приняли активное участие не только в «мощении» подъема, но и в замене колеса, порванного при первой попытке забраться наверх. За весь путь порвали три колеса — острые камни вспарывают шины, как лезвия. Даже на строящих дорогу грузовиках шин хватает всего на месяц-другой.

Взаимопомощь на Колымском тракте встречается нередко, но лишь в случаях, если нечего делить. В очереди на паром через реку Алдан народ готов перерезать друг друга в борьбе за право без очереди попасть на противоположный берег. В пылу борьбы люди меняются кардинально: дают о себе знать каторжные корни многих «аборигенов», и те же люди, которые часом раньше пили с тобой чай у костра, теперь готовы переехать тебя своим грузовиком или УАЗом.

Путь от Якутска до Магадана занял пять дней, нас ни разу не тащили на тросу, мы прошли каждый километр тракта самостоятельно, чем ввели в замешательство многих магаданцев, удивленно разглядывавших диковинные машины с московскими номерами на улицах родного города, изолированного бездорожьем от всей остальной России. И невозможное возможно!

Не рассыпалась

После этой поездки в Магадан на меня посыпался шквал вопросов из разряда «ну скажи правду (будто всем известно, что обычно я все время вру): как «трешка» — выдержала или рассыпалась?» И вроде рассказываю убедительно, и на телеканале «Авто Плюс» в программе «Попутчик» честно поведал как все было, и сотню раз в частных беседах говорил, что обе машины выдержали, не развалились, были способны вернуться в Москву своим ходом. Однако скепсис столь силен, что воз и ныне там. Потому — вобью последний гвоздь в этот набивший оскомину вопрос; заодно расскажу и о самих машинах подробнее.

«Будь проще — и люди к тебе потянутся»

Заподозрить меня в излишних симпатиях к Mazda3 или концерну Mazda в целом сложно — уважение, несомненно, есть, но в личном пользовании машин с «птичкой» на решетке радиатора никогда не было. Я считаю, что во всей линейке моделей Mazda на сегодняшний день есть всего два «гениальных» автомобиля: кабриолет Mazda MX5 и пикап BT50. Все остальные модели, даже красавец RX8 — совсем не моя история.
«Трешка» первой серии была красивее и гармоничнее, в новинке больше вычурности, пропала легкость и грация. Теперь чтобы понравится миллионам «трешке» приходится улыбаться всей шириной решетки радиатора, а ведь раньше люди в очередь выстраивались, чтобы обладать японской Alfa… И дело точно не в кризисе. Помните поговорку: «Будь проще — и люди к тебе потянутся»? Очень актуально!

Интерьер «трешки» игрив и моден: множество разнонаправленных линий, окошечек, дисплейчиков. Да и с эргономикой неплохо: кресла плотные, посадка удобна, руль оптимального сечения. На галерке новой Mazda3 стало просторнее как в области головы, так и в ногах. Но без запаса. Если экипаж машины боевой — как на подбор ростом выше среднего, то, благодаря податливости наполнителя спинки переднего кресла, задний пассажир острыми коленями упирается в беззащитные лопатки водителя, и все прелести изначально отличного спрофилированного кресла уходят в небытие. Обзор по боковым зеркалам оптимален, а вот центральное зеркало, похоже, скоро отомрет как рудимент — сквозь «бойницу» заднего стекла мало что видно, особенно на хэтчбэке.

Очень неплоха и музыкальная система, а это важно — ведь на шумоизоляции по-прежнему сэкономили, и на любой скорости шум шин по асфальту или грунту, песка по аркам доминирует в акустическом пространстве. Хотя разговаривать уже не мешает, как это было в «трешке» первой серии.

Обе машины были двухлитровые, одна с «механикой», вторая — с «автоматом».

АКПП не так задумчива, как на старшей «шестерке», а МКПП и вовсе радует хорошей четкостью переключения. Динамики хватает и на обгонах, и на горных серпантинах. Чуть позже мне довелось поездить на Mazda3 с мотором 1.6 и «автоматом» — даже эта скромница оказалась весьма задиристой, особенно пока пустая. Мы же ехали загруженные под «завязку», но все равно на нехватку динамики не жаловались. Правда, и аппетит скромным не назовешь — в зависимости от покрытия он лежал в диапазоне от 8 до 11 литров на «сотню». Ни с моторами, ни с трансмиссией проблем не было никаких, так что даже рассказать нечего. Разве что «травма» катализатора на красной Mazda отняла на время немало лошадиных сил, но через пару дней все «лошади» вернулись в «табун» и характеристики пришли в норму.

Шасси Mazda3 весьма требовательно к качеству покрытия, с ростом скорости за пределы дозволенного ПДД заметно вырастает динамический коридор, машину нужно корректировать рулем и вообще излишне напрягаться. Велики и вертикальные перегрузки, несовместимые с понятием «комфорт». При этом энергоемкость подвесок — на высоте, крупные удары машина переносит стоически, да и всю мелочь хотя и транслирует подробно, но переваривает безоговорочно. Косвенный показатель «правильности» работы шасси — ни одной грыжи и гнутого диска за всю поездку.

 

К вопросу о прочности автомобиля: голубая «трешка» перенесла нешуточный «краш-тест», устроенный нашим предводителем и штатным «камикадзе» Андреем Леонтьевым уже на Колымском тракте.
На его машине был неисправен гидрокорректор фар, оптика светила буквально перед колесами. Суточные же пробеги — весьма нешуточные: редко укладывались в цифру менее 500 км даже по грунту (не забывайте, что параллельно снимается телепередача!). Большая часть пути проходила в темное время суток, накопленная усталость давала о себе знать. На одном из участков каменистого «грейдера» Андрей увлекся скоростью и слишком поздно понял, что темнота впереди — провал, русло безводного ручья, пересекающего насыпь. Машина со всего хода нырнула в поперечную канаву и приземлилась прямиком на россыпь нанесенных осенними дождями камней. Все были уверены, что это конец… Однако то ли Андрей родился под счастливой звездой, то ли Mazda оказалась настолько крепка, но факт остается фактом — автомобиль отделался лишь поврежденным передним бампером, никаких технических проблем последующий осмотр не выявил.

Чтобы исключить пересуды в курилках и гаражных кооперативах, подчеркну особо: НИКАКИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАЩИТ НА НАШИХ МАШИНАХ УСТАНОВЛЕНО НЕ БЫЛО.

Обе машины абсолютно обычные, штатные, товарные. Никаких спецподготовок, принадлежностей к спецсериям, спецсигналов и преступных сговоров. Единственное отступление от штатной комплектации — самые высокопрофильные шины, предусмотренные заводом изготовителем. Ну и расписываемся в собственной ошибке: ехать в Магадан следовало на зимних нешипованных шинах. Вот и вся история.

Экспедиция подготовлена компанией LAV Productions.

Комментарии

Аватар пользователя 123xiaolaoshu

Air Max 2011 is a major feature is the use of technology today flywire more fiery, lightweight materials of nike air max will be applied to most running shoes of the stem, the weight of the theoretical limit. And air max shoes continue to monitor the Air Max cushion the ground floor, nike air max 2011 dare to give a great foot comfort and visual impact. Although cheap air max 2011 the use of new technologies, and to keep the nike air max 2012 shoes, a traditional design of the body of their own lines, women air max 2011 and women air max 2012 new technologies and old traditions of the collision at the same time, nike air max 2011 mesh and nike air max 2011 leather standards for calibration of new shoes of operation.

Аватар пользователя 123xiaolaoshu

Nothing could accentuate Christian Louboutin the beauty of your legs better than heel.It summer the theme of hundreds of articles, and everyone - from your best friend for consultants and style of your colleague - say the Christian Louboutin shoes thing. Forget the flute Christian Louboutin outlet sale, These heels make wide hips look even wider and calves diluted thinner.To even worse Cheap Christian Louboutin, experts have found the strength heels flute had a harmful boost on the Christian louboutin pumps skeleton and the attitude.

Аватар пользователя 123xiaolaoshu

Nike lebron james shoes draws the classic mode footwear craftsmanship and technology of injection molding, creating an excellent bill of nike lebron james, the texture is soft leather all natural. Any stage completely breathable nike lebron viii mesh simplification comfortable breathe freely fly in the line of nike lebron 9 shoes structured TPU technology injection molding, in accord with human body engineering design, for the most part, nike lebron viii ps need to provide excellent shock effect. Air max lebron viii shock unit 360 provides a knockdown and excellent protection against impact, the PHYLON by derrick rose shoes hardware, and nike zoom hyperfuse and nike hyperdunk 2011 echoes the perfect shock, help them nike kobe vii through the rhythm to guide the direction, nike kobe vi further reinforces the of riding.

Аватар пользователя haoba104

You want to red bottom shoes read the Cheap Red Bottom Shoes
weaknesses and Red Bottom Evening strengths in the bunch not to mention possess a plan in accordance these Red Bottom Wedges functions. China Wholesale Cheap Jerseys, you may have Red Bottom Ankle Boots remarkable measurements.
so that as regular christian louboutin discount football cheap christian louboutin fundamentals but nonetheless debt staff Christian Louboutin Sandals speed, or else the actual undersized but yet preserve reasonable prices Christian Louboutin Ankle Boots speed up not to mention soccer understand Christian Louboutin Boot how.
And something cheap christian louboutin element is you cheap red bottom shoes may be used convincing Christian Louboutin Evening properly, but lacking the score you could Christian Louboutin Flats have attack area or perhaps Christian Louboutin Sandals an other way round.
A whole the primary cheap christian louboutin shoes here is to evaluate Christian Louboutin Sneakers the actual soccer club not to Christian Louboutin Flats mention create this program a person Christian Louboutin Wedges echoes their duties and that we advantages. Players often wear cheap mbl jerseys in the training Christian Louboutin Booties.
christian louboutin outlet ebay.

© 2004-2012 All-road.ru  Разработка сайта Proдвинутый папа