«Шелковый Путь 2010»
Наш сайт совместно с порталом «Авторамблер» начинает серию репортажей с ралли-рейда «Шелковый Путь 2010».
Но на этот раз мы послали туда не спортивного или автожурналиста, а белокурую и вовсе не автомобильную журналистку. С ней — старшие товарищи, фотографы и даже видеоператор. Более того — наши люди забрались в кабину боевого КАМАЗа! И не с целью там разок сфотографироваться. Они проедут весь маршрут как настоящая команда. И расскажут вам об этом.
Ежедневные отчеты, эксклюзивные фотографии, интервью, записки, мысли и анекдоты. Заходите на эту страничку чаще!
Фото Екатерина КОВАЛЬ, Евгений ШАТАЛОВ, Сергей БЕЛОСТОЦКИЙ,
Алексей МОЧАЛОВ, Андрей ГОРДАСЕВИЧ
СОДЕРЖАНИЕ
- Билет на балет
- Записки штурмана. Тренировка перед стартом
- 10-11 сентября, Санкт-Петербург – Старая Русса
- Записки штурмана. Первый раз в международный класс
- 12 сентября, Старая Русса – Вязьма
- Записки штурмана. 500 км лиазонов
- 13 сентября, Вязьма – Липецк
- Записки штурмана. Канун этапа Вязьма — Липецк
- 14 сентября, Липецк – Волгоград
- Записки штурмана. Сперва все шло как по маслу
- 15 сентября, Волгоград – Астрахань
- Записки штурмана. Как обгонял, как подрезал, как копал да как летал
- 16 сентября, Астрахань – Элиста
- Записки штурмана. «Скучный» день
- 17 сентября, Элиста – Майкоп
- Записки штурмана. Мы живы. Мы доехали
- 18 сентября, Майкоп – Сочи
- Записки штурмана. 5-4-3-2-1-с Богом! Последний раз...
Билет на балет
Команда «КАМАЗ-Мастер» — явление, сопоставимое по значимости с русским балетом. Шутка ли — девятикратный победитель легендарного «Дакара». При этом ее успехи незаслуженно обделены вниманием центральных и не очень СМИ.
А раз гора не идет к Магомету…
Руководство «КАМАЗ-Мастер» решило внедрить агентов средств массовой информации в состав команды, чем ярко продемонстрировало, что ралли-рейды не так далеки от народа, как принято считать. При определенной доле упорства попробовать себя в данной дисциплине может каждый. Опыт участия в различных автомобильных соревнованиях позволил Андрею Леонтьеву и Алексею Мочалову не просто «тусоваться» вокруг да около, а, после цикла тренировок, трансформироваться из наблюдателей в участников.
Докатилась-Покатилась-Понеслась
Предложение поехать в качестве журналиста на «Шелковый путь» и вести репортаж с места событий было для меня так же неожиданно, как снегопад в погожий летний день. Международное внедорожное ралли глазами девочки-блондиночки, имеющей примерно такое же отношение к автоспорту, как слон к фигурному катанию — тянет на творческий эксперимент.
Предложение поступило от старого знакомого Алексея Мочалова — журналиста и организатора историко-этнографической экспедиции «Волок». В «Шелковом пути» он участвует в качестве штурмана в одном из 7 экипажей команды «КАМАЗ-Мастер». Журналист среди профессиональных «камазовских» гонщиков? Точно. И не один! Пилотом в этом неординарном экипаже является Андрей Леонтьев, тележурналист, руководитель канала «Авто Плюс» — информационного партнера команды. И почему, спрашивается, мне не написать про автоспорт?
Режим «ПАНИКА» включен! Куда бы сбежать???
По мере приближения даты старта мой журналистский дебют из легкого эксперимента трансформировался в ярко выраженную авантюру. Количество животрепещущих вопросов переросло число имеющихся на них ответов. Режим «ПАНИКА» включен! С каждым днем на меня сыпались новые подробности и факты, окончательно прибивая к плинтусу. Сопровождать гонку мне предстоит вместе с остальной пишущей братией и фотографами на автомобиле Volkswagen Touareg нового поколения. Каждый попутчик по-своему велик и известен. Нужно будет ежедневно выдавать на-гора записки в стиле «что вижу, то пою» под кодовым названием «про нашего мальчика». И что весь этот поток сознания будет тут же ложиться на страницы двух интернет-ресурсов: «Авторамблер» и All-Road.ru, а все прогрессивное человечество будет показывать на меня пальцем и ухахатываться... Куда бы сбежать???
ПРЕССМОБИЛЬ
Шаталов Евгений
Фотограф. Руководитель внедорожного клуба UAZ Patriot Ural. Чемпион России по спортивному туризму. Организатор и участник многочисленных внедорожных экспедиций и проектов.
Белостоцкий Сергей
Видеооператор. Снимает фильмы «под ключ» про автомобильные соревнования и путешествия. Член Русского Географического Общества, соорганизатор легендарной «Ладоги», участник множества внедорожных экспедиций. Чемпион России по спортивному туризму. Победитель и призер многих любительских кинофестивалей.
Коваль Екатерина
Журналист. Главный редактор информационного сайта о серфинге Surfatlas.ru. Предпочитает грунту и асфальту снег и воду, но проявляет интерес к любым видам экстремального спорта и масштабным мероприятиям.
ЭКИПАЖ (КАМАЗ борт №215)
Андрей Леонтьев
Пилот. Кандидат в Мастера Спорта. Призер этапов Чемпионата Мира и Европы по водномоторному спорту. Неоднократный призер российских автомобильных соревнований. С 2010 года — пилот в составе команды «КАМАЗ-Мастер» (ралли-рейды). Руководитель телеканала «Авто Плюс».
Алексей Мочалов
Штурман. Многократный участник и призер трофи-рейдов, организатор серии 33Challenge. C 2010 года — штурман в составе команды «КАМАЗ-Мастер». Главный редактор проекта All-Road.ru. Организатор ежегодной автомобильной экспедиции «Волок».
Сергей Решетников
Механик. Кандидат в мастера спорта, многократный участник ралли-рейда «Дакар», наставник «журналистского» экипажа по водительской, штурманской и физической подготовке.
Незадолго до гонки Алексей провел ознакомительную беседу, спустя 10 минут которой я жалела, что у меня нет диктофона — если просто записать все, что он сказал, получилась бы занимательная статья про гонку изнутри. Вкратце стало ясно, что ралли — не только гонка, выраженная во временном результате прохождения машиной участка трассы в течение заданного отрезка времени, но и огромная инфраструктура, обслуживающая горстку людей в красивых комбинезонах. Что надо меньше говорить и больше слушать. Что размах и формы патриотизма жителей населенных пунктов, близ которых проходит маршрут, поражают воображение. Что тренировки имеют сходство с судами инквизиции. Мы выяснили, какие вопросы задолбали гонщиков, сколько страниц «легенды» учит наизусть перед сном штурман, как азарт конкретного экипажа ускоряет темп гонки в целом и что кроме поломок и аварий может помешать доехать до финиша. А также — какую роль в гонках играет лермонтовский фатализм, страшно ли сидеть справа, какова роль механика, и нужно ли доверять пилоту, если ты родился штурманом... Ка-ша!!!
Тем не менее, боевой дух был приподнят, и на радостях от своей грядущей сопричастности к ВЕЛИКОМУ, я трубила о предстоящей поездке всем вокруг. Скоро обнаружилось, что словосочетание Dakar Series впечатляет не только меня. На мужчин оно вообще оказывает магическое действие. Независимо от уровня интереса мужчины к автоспорту, сферы его деятельности, возраста и социального статуса, метаморфозы были схожи: во взгляде начинало явно читаться уважение и удивление.
Значит, надеваю ласты, маску (или что там принято в ралли-рейдах) и ныряю с головой в сию пучину с диктофоном и фотоаппаратом. Надо посмотреть на все глазенками шестеренки в механизме глобального приключения и проверить, так ли красив данный спорт, как выглядит по телевизору. Или, быть может, тут справедливо утверждение поэта, что большое видится на расстоянии? Может, это как импрессионистов смотреть, стоя в полуметре — цветные пятна и никакого сюжета?
Кстати, о картинах. «Шелковый путь» представляется мне в песочно-терракотовых цветах, плюс немного бронзового, чуть-чуть бордового и позолоты. На краю сознания толкутся стереотипы: ковры и ткани, масла и пряности, караваны верблюдов, пески и саксаулы, жара и миражи, купцы и дервиши… Прошлогодний маршрут проходил через территорию России, Казахстана и Туркменистана, через степи, полупустыни и пустыни, через зловещий Устюрт и «конфетные» Каракумы — и имел куда больше отношения к историческому контексту, чем нынешний.
Конечно, ценные шелка попадали на базары и наших северных широт, но это были тупиковые ответвления, а вовсе не основной путь. Не станет ли тупиком столь радикальный уход от исторической действительности? Не станет ли фатальным тот факт, что в Санкт-Петербурге ночи летом белые, а в Сочи они уже темные? Как быть с тем, что ралли-рейды предполагают бескрайние степные просторы и обширные «песочницы», а добрая половина нынешнего маршрута пойдет по лесам и болотам средней полосы? Неужели шелковые лепестки романтизма облетели прошлой осенью, а осталась лишь политика, родные пенаты нынешних царей, притянутая «за уши» история, ну и, конечно же, Олимпиада в Сочи 2014 года? Вот и посмотрим, вот и проверим, вот и расскажем!
Записки штурмана. Тренировка перед стартом
С приехалом!
Добро пожаловать на работу!
Маленький самолетик Bombardier CRJ 200 авиакомпании «Ак Барс» вывалился из единственного на небе облака на грешную землю аэродрома Бегишево города Нижнекамска. Почти сельский аэровокзал без всяких реверансов, автобусов и транспортеров распрощался с нами и нашим багажом, а бессменный водитель команды «КАМАЗ-мастер» по имени Алмаз встретил нас крепким рукопожатием и коротким приветствием: «Добро пожаловать на работу!»
Плоды столбов
С момента последней гонки произошло множество значительных изменений. После того, как на 2 этапе Чемпионата России «Хазарские Степи» мы безрассудно сбили железобетонный столб, и маленькое, но гордое степное село осталось на целые сутки без света и сериалов, машина с номером 232 была признана «не счастливой», и ее разобрали на запчасти. Наши же кресла перекочевали в грузовик с номером 607. Он более старого образца, но и с более благоприятной кармой. Здесь и подвеска другая, амортизаторы отечественные, да и мосты не финские SISU, а родные, КАМАЗовские, хотя, конечно, полностью перекроенные. Машина в деталях смотрится скромнее, да и свес передний не по моде, длинный-длинный. Разжаловали? И да, и нет. Просто она более «счастливая» — именно на этом грузовике Владимир Чагин выиграл «Дакар» 2006 года. Да и выбирать не приходится — в нынешнем году на «Шелковый Путь» заявлено 7 «боевых» грузовиков!
Андрей Леонтьев, пилот нашего экипажа, уже ездил на 607-м КАМАЗе и остался доволен. Машина, по его словам, воспринимается как более жесткая и динамичная, и ему это понравилось. «Отстегнутся» ли от этой жесткости наши головы и осыплются ли в трусы позвоночники — покажет время.
В процессе хирургического вмешательства в недра грузовика, я с удивлением обнаружил, что он весьма обитаем. В кабине обнаружился живой и здоровый клещ, а в кузове легкомысленно «скрипел» сверчок. Такое буйство природы — хороший знак, но настоящим знамением стала полная двойная радуга, раскинувшаяся над Челнами, когда мы покидали «конюшню» после первого рабочего дня. Все будет хорошо! Только бы восстановили в штурманском звании…
Разжалован в механики
А вот меня точно разжаловали. Приехал гоняться штурманом, а тут раз — и сажают механиком, мол, салага еще — и штрафов на «Хазарских Степях» на административных проверках нахватал, и в легенде пару раз путался. Сиди и смотри, как взрослые (Сергей Решетников) делают. Будешь, говорят, механиком. И это отнюдь не позорно. Но я не хочу быть механиком. Или здесь как в анекдоте:
— Мам, я не люблю дедушку!
— Ешь что дают!
Ящичек
Можно, конечно, и механиком. Но если уж штурман из меня бездарный, то механик и подавно! Конструкция «боевого» КАМАЗа для меня — темный лес… Чем быть таким механиком — лучше сразу во всем признаться, сдаться и дома на печи остаться. Эту крамольную мысль я и донес в конце дня до руководства команды. Осталось ждать решения, а пока, чтобы лишний раз подтвердить самому себе собственную криворукость, я принял активное участие в установке ремней безопасности и монтаже инструментального ящика в грузовом отсеке. И если ремни я просто поставил шиворот на выворот и задом наперед (не специально), то над ящичком мы с Андреем в четыре руки надругались изрядно. Механик, говорите... Ага!
Утро красит нежным светом раму, ступицу и фланец
«И все-таки мудрые люди придумали спортивный КАМАЗ!» — думал я, сидя под машиной в позе каленвала и откручивая очередную гайку на «17». Так началось утро второго дня тренировки. Мы, в качестве зарядки, переставляли запасные детали из кузова «резервного» грузовика в наш, 607-й. Разве можно так просто взять — и переложить «железки» из одной машины в другую? Категорически НЕТ! В команде так не принято. Во всем должна присутствовать законченность, чистота и эстетика. Сперва надо все демонтированные запасные детали вместе с многочисленными держателями и крепежами отмыть, затем зачистить от ржавчины и старой краски, и… покрасить в свежий синий цвет. На техкомиссии все должно сиять и лоснится.
Весомость
Я никогда не задумывался — сколько весит, скажем, ступица от КАМАЗа. И вы, наверное, тоже не задумывались. От этого открытия можно было ожидать все, что угодно, но не поразиться оказалось невозможно! Мы с Андреем таскали ступицу по цеху вдвоем, кряхтя и потея, хотя «настоящий» механик управляется и в одиночку. И так можно сказать здесь о каждой детали. Когда пришла пора закреплять запасную длинную полуось, я также чуть не хрустнул пополам, когда отрывал ее от верстака. А колесные гайки на 32… впечатляет даже не размер, и не то что их по десять на каждое колесо, а момент затяжки. Он титанический! «Болонник» с удлинителем гнется коромыслом перед тем, как гайка стронется с насиженного места! Колесо, кстати, весит «всего» 120 кг…
Люди, называемые в Челнах «механики» — это не просто люди, это МОНСТРЫ, рукопожатия которых надо опасаться, ведь твоя клешня может рассыпаться, как скорлупа ореха в их мозолистой ладони.
Процедуры
Думаете, массаж — это приятно? Я тоже так думал.
Как только все колесные гайки с грехом пополам были откручены, пришла моя очередь идти на массаж. Думаете, массаж — это приятно? Я тоже так думал. Но когда я увидел в раздевалке шатающегося Леонтьева, только что пережившего сию процедуру, стало ясно, что ласки будут весьма специфические. И принадлежность массажиста к слабому полу — не более чем маскировка и психологический прием, чтобы расслабить пациента.
Засунув лицо в «очко» массажной кушетки и уставившись в неподвижно-белый кафель пола, я принялся наблюдать за не менее белыми тапками тетушки, производящей весьма подозрительные шебуршения по периметру. Очевиден был какой-то тайный план. Посредством мозгового штурма удалось вспомнить про какое-то упомянутое в разговорах «обкалование», и я решил уточнить, что меня ждет. Слово «озонотерапия» мне не сказало ровным словом ничего, как и приятное поглаживание проспиртованной ваткой вдоль позвоночника…
Развязка же наступила весьма скоро: я схлопотал 21 укол во всю спину, преимущественно в позвоночную область. Дальше — больше! Получившую «дозу» спину сердобольная женщина тут же принялась массировать. Как можно организм, только что перенесший ТАКОЕ, еще и разминать и растирать!? Еще как можно! Экзекуция продолжалась часа полтора, не удрал ни один мизинец, и все это было многогранно больно. Я начал разбираться в полутонах болевых ощущений: что-то терпится, а от чего-то хочется истерически смеяться, как от щекотки. Иногда возникает желание прокусить себе губу, орать, либо изворачиваться ужом или убежать по потолку… Целая феерия оттенков и эмоций. И, как мне показалось, тетушке это очень понравилось. Может в детстве ее кто обидел? Но в четверг я опять пойду, наверно, я мазохист.
Хондрозы
Меня восстановили в штурманах! Рад ли я? Страшно! Ответственность просто огромная. А внимание теперь к моей дерзкой персоне более чем пристальное. Однако эта новость не отменяет необходимости крутить гайки с утра и до ночи, с перерывами на 30 уколов в спину.
Кстати, о наболевшем: В организме после вышеописанных процедур образовался хаос, под кожей катаются какие-то хандрозы. Ощущение, что под шкурой насыпан щебень разного размера и с острыми краями. К тому же озонотерпия порядком расслабляет и потом очень хочется спать.
Учитесь плавать
Обучение методом погружения — это очень по-камазовски. Изучать матчасть по учебникам бесполезно, все надо прощупать руками. А потому за сегодняшний день мы установили четыре колеса, снятых накануне для подкраски рессор, тяг и рамы, а также просверлили двенадцать отверстий дрелью. Научились отдавать в заточку сверла, подбирать болты. Знаем, что почти весь КАМАЗ разбирается тремя ключами — на 13, 17 и 32.
Обратный отсчет
До старта осталось несколько дней. Мы с Андреем улетели по домам на выходные. Тишина в эфире. Руки, скрюченные по форме гаечных ключей, ищут гайки. Спина скучает по шприцам и поглаживаниям. Уши тоскуют по треску гайковертов и рокоту дизелей. Наш обклеенный 215-ми номерами КАМАЗ тоже отдыхает, чистый и исправный. Затишье перед бурей.
10-11 сентября, Санкт-Петербург – Старая Русса
Старт соревновательной части был дан 11 сентября в 10 утра, но на самом деле все началось на несколько дней раньше — чередой брифингов, встреч, официальных и неофициальных мероприятий. Принимающая участников гостиница пестрела разноцветными футболками персонала, команд и СМИ.
Несмотря на то, что организаторы не устают подчеркивать роль прессы — стремление к повышению цитируемости очевидно — аккредитация для СМИ до сих пор проходит долго и муторно. К сожалению, это бюрократическая особенность не только наших мероприятий, но и зарубежных.
Административная и техническая проверки занимают в общей сложности день. Административная проверка из шести этапов в исполнении команды «Камаз-Мастер» выглядела очень контрастно — члены команды в синей форме с явным численным преимуществом нависали с одной стороны стола над одетым в красную форму персоналом гонки.
Вечером 10 сентября состоялась пресс-конференция. В очередной раз затронули вопрос о небрежном обращении с историческими реалиями — переносе «Шелкового пути» в среднюю полосу. Организаторы справедливо заметили, что и «Дакар» недавно «переехал» из Африки в Южную Америку, не пожелав при этом сменить название сенегальского города на имя аргентинского. Дакар — бренд, а географическая привязка второстепенна. Вопреки законам маркетинга, «Шелковый путь» стал брендом в первый же год проведения, и смена названия была бы, по меньшей мере, неразумна. Сопоставление этих двух гонок — не излишний оптимизм организаторов и не желание возвеличить собственное детище — за годы проведения каких-либо новых внедорожных соревнований только «Шелковый путь» смог сходу привлечь столько внимания со стороны спортсменов, спонсоров, команд и СМИ.
Общая протяженность гонки — 4 859 км, суммарная длина скоростных участков символична — 2014 км. Соревнования носят характер «автомобиль — команда», таким образом, на старт гонки вышло 59 команд двадцати пяти национальностей — 43 легковых автомобиля и 16 грузовиков. При этом бессменные команды-лидеры международных ралли-рейдов — «Камаз-Мастер» и Volkswagen — представлены, соответственно, 7 и 4 машинами.
Как и на других ралли-рейдах, подавляющее большинство команд — не заводские, а частные. Грань, отделяющая профессионалов от любителей, лежит не только в области технического превосходства заводских команд. Для профессиональных гонщиков ралли — не хобби, а работа; регулярные тренировки составляют их трудовые будни. Для участия в соревнованиях не обязательно иметь собственный автомобиль: аренда техники и обслуживания — довольно распространенная практика. Потягаться со звездами мирового уровня недешево — сумма может доходить до 100 000 евро.
Старт предваряла короткая церемония открытия. Машины выезжали на подиум и после короткого представления экипажа ведущим следовали в сторону первого спецучастка, расположенного на полигоне под Лугой.
Посмотреть на соревнования можно только на определенных организаторами точках скоростных участков. В стремлении приобщиться к спортивному событию зрители не только наблюдают за гонкой, но и оказывают помощь участникам, выбегая на трассу толкать буксующий автомобиль с криками «Давайте поможем, пока никто не видит!»
Финиш первого дня состоялся возле города Старая Русса. Несмотря на то, что этот этап весьма непродолжителен, а длина спецучастка составляет всего 85 километров, техника пострадала довольно сильно — были серьезные поломки, несколько машин сошли с трассы. Сколько экипажей выйдет на старт второго этапа — покажет завтрашний день. В лагере кипит работа по подготовке машин.
Записки штурмана. Первый раз в международный класс
Мандраж, надо признаться, дичайший.
Первый день «Шелкового Пути», первый старт на международных соревнованиях. Вместе с нами в турнирной таблице — имена мирового значения. Предстоит бороться с командами, из года в год участвующими в «Дакарах»... Одно дело, когда и ты не лыком шит — уже состоялся как картингист, затем — как раллист ну или что-то подобное. И совсем иная история, когда опыт не велик, да и близость к автоспорту весьма эпизодична. Наш весенний дебют на «Хазарских Степях» был тренировкой, легкой прогулкой на фоне предстоящего восьмидневного марафона. И мандраж, надо признаться, дичайший.
И вот мы стоим на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, в одном ряду с Чагиным, Кабировым, Николаевым, Беляевым, Каргиновым, Мардеевыми Ильгизаром и Айратом. А с ними — не менее заслуженные, но традиционно «теневые» для СМИ штурмана и механики, о каждом из которых можно снимать фильмы и писать книги... От этой близости мурашки бегут по коже, и звенит в ушах. Неужели это все со мной происходит?
Совсем рядом стоят и машины, знакомые до дрожи в коленках: оранжевые De Rooy, желтые Tatra Лопрайса, грузовики MAN и Mercedes. А напротив, в легковом ряду, вся команда VW, с такими легендами как Карлос Сайнс и Нассер аль Атия. Да и отечественных звезд немало — среди машин ходят Гадасин, Беркут, Мироненко, Новицкий, Логинов, Савенко. Все они по очереди выкатываются на стартовый подиум. Мы стартуем в хвосте, а от того втройне волнительно, ведь ожидание... ой, не самая уместная поговорка в сложившейся ситуации.
Подошла наша очередь, Семен Семенович Якубов отечески машет нам рукой, и... ПОНЕСЛОСЬ!
Военный полигон в окрестностях Луги, первый и единственный на сегодня СУ. От волнения, без преувеличения, кружится голова — справлюсь ли? Французская легенда чертовски непривычна, и как все пойдет — только Богу известно.
Спецучасток короткий — 80 км, но простым его не назвать. Лидеры разнесли трассу в щепки, и такому «гарниру» как мы — совсем не сладко. И это мы еще на грузовике! Думаете, преувеличиваю? Судите сами — оба грузовика De Rooy не добрались до финиша: один повредил подвеску, а второй перевернулся. Легковых же машин с оторванными колесами и прочими травмами мы насчитали штук шесть! Веселое начало!
12 сентября, Старая Русса – Вязьма
Каждый следующий день гонки похож на предыдущий — по сути, но не по содержанию. Ежедневно после старта очередного этапа бивуак сворачивается и на самолетах перемещается на новую стоянку «Шелкового пути».
Участники и машины сопровождения уходят в сторону скоростных участков трассы, технички и персонал едут в направлении лагеря, а пресса устремляется на так называемые пресс-пойнты (фото-точки), с которых можно наблюдать за разворачивающимися на спецучастке событиями.
Пресс-мобили следуют по роуд-букам, предоставленным организаторами. В прошлогодней гонке информации о местах подъезда к зрелищным участкам не было, и вопрос охоты за качественными кадрами стоял весьма остро. Работа над ошибками налицо.
Ежедневно в бивуаке ралли находится около 600 человек организаторов, участников, представителей СМИ и спонсоров.
Логистику обеспечивают 70 транспортных средств: 4 машины контроля проезда, 4 машины группы открытия, 5 медицинских машин, 3 автомобиля ТВ, 4 «подметальщика», 5 вертолетов, 4 самолета.
Гонку сопровождает 8 грузовиков питания и 49 человек персонала, 28 из которых — повара.
Медицинскую помощь готовы оказать 26 человек — 10 из них перемещаются на гоночных автомобилях, по 2 врача на борту двух вертолетов и 1 врач в экипаже вертолета дирекции ралли, работает 1 передвижной медицинский пункт.
Кстати, нелегально сопровождающим гонку неаккредитованным журналистам из-за отсутствия GPS-координат приходится держаться пресс-экипажей. При этом с проездом в бивуак у них проблем не возникает — охрана не отличает синие-красные наклейки этого года от зелено-красных прошлогоднего туркменского «Шелкового пути».
Второй этап гонки начался в новгородской, пересек тверскую и завершился в городе Вязьма смоленской области. Протяженность составила 750 километров, из которых длина спецучастков — всего 175 километров. Остальная дистанция — дорожная секция, на французский манер — лиазон.
Гонка началась в шестом часу утра. Многие сломанные и разбитые накануне автомобили были за ночь восстановлены и вышли на старт.
В отличие от вчерашнего спецучастка в районе города Луга, который изобиловал глубокими ямами, рвами и колеями, сегодняшние спецучастки были гораздо более скоростными. И если первый спецучасток все-таки заставил многих «полетать», то второй, «Медвежья тропа» протяженностью 70 км, был похож на трассу для WRC.
Скоростные участки — не самая сильная сторона грузовиков, поэтому легковые автомобили были сегодня заметно быстрее. В команде «Камаз-Мастер» есть даже поговорка — «чем хуже дорога, тем быстрее мы едем».
Записки штурмана. 500 км лиазонов
На два спецучастка в 105 и 78 км пришлось почти пять сотен километров лиазонов, что лишний раз иллюстрирует притянутость «за уши» маршрута из Питера в Сочи. Ну какой может быть полноценный ралли-рейд, да еще претендующий на роль «половинки» «Дакара», среди болот, комаров и лопухов? Организаторам пришлось выкручиваться и использовать, что имеется.
Вы видели, чтобы этап «Формулы 1» проводили на трассе для картинга? Вот и я нет. Зато я теперь не только видел, но и участвовал в этапе WRC на... КАМАЗе! Оба этапа сегодняшнего дня прошли по грейдерам изумительного качества и красоты, но как же было тесно!
Несмотря на свои габариты и девятитонный вес, КАМАЗ изумительно ведет себя в скольжении, чем мы частенько и пользуемся. Но одно дело — выставить машину боком в степи, где траектория не имеет принципиального значения, и совсем иное — выписывать фигуры высшего пилотажа в лесу, где ветки и так постоянно барабанят по кабине, а машина еле помещается на насыпи.
Скорее бы в степи!
Большинство поворотов — закрытые, слепые, и вваливать в них без оглядки можно лишь осознавая, что ты имеешь полный контроль над машиной и запас пространства для маневра в случае помехи. У нас нет ни уверенности, ни запаса, а значит надо ехать спокойно, с запасом. Скорее бы в степи!
13 сентября, Вязьма – Липецк
На «Шелковый путь» аккредитовано 90 журналистов, 22 пресс-мобиля и вертолет. Трансляция ралли-рейда планируется 37 каналами в 183 странах, 6 каналов передают ежедневные события, 16 каналов транслируют итоговый выпуск, 13 каналов подготовят новостные блоки о ралли.
Третий этап Вязьма — Липецк прошел в режиме набирающихся оборотов, ралли-рейд переходит из «разогрева» в активную стадию. Общий пробег составил 617 км, из них на спецучастки пришлось 218 км.
По правилам «Шелкового пути» старт третьего дня происходил уже не раздельно по классам автомобилей, а по результатам двух дней гонки. Но на заветную цифру влияет не только скорость преодоления экипажем спецучастков, но и все возможные штрафы и пенализации. Так, достаточно превысить скорость на 1 км/ч в зоне ограничения скорости, чтобы тебя полностью дисквалифицировали. Конечно, на первый раз это «хулиганство» может с рук и сойдет, но если экипаж претендует на хороший результат, то вряд ли такое останется незамеченным.
В отличие от двух предыдущих дней, где «главными» в экипаже были пилоты — от их мастерства в конечном счете и зависел результат — сегодня «правили» штурмана. Скоростных участков — минимум, зато потеряться можно на любом клочке местности, меж любых берез и сосен. На чем и погорели многие экипажи. Вечером в лагере нередко можно было услышать рассказы спортсменов — кто, как и где заплутал.
Для журналистов ралли-рейд тоже становится гонкой — только бьются они не за секунды, а за наиболее выигрышное место для съемок. Состязание скорее «подковерное», ведь информации по фото-точкам практически нет, а маршрут спецучастков следующего дня заранее неизвестен. Да и у спортсменов информацию добыть практически невозможно: команды получают «легенду» нового этапа после финиша предыдущего, то есть накануне, и ни одной координаты GPS в ней нет. Узнать о наиболее интересных точках и получить эксклюзивные кадры становится делом принципа, и если цель достигнута — значит, день удался.
Зрители, напротив, располагают всеобъемлющей информацией о том, что именно мимо их палисадника проследует «Шелковый Путь». Об этом их оповещают власти.
Подавляющее число зевак болеют в первую очередь за «КАМАЗ», и конкретно — за Чагина. Про остальных участников, даже если это звезды мирового масштаба, чаще всего никто и не слышал, не говоря уж о том, чтобы узнать в лицо. Единственное, наверно, исключение – Андрей Леонтьев, которого, как оказалось, знают чуть ли не в каждой деревне.
Но разве имеет значение, кто стоит перед тобой, если он вылез из гоночной машины в красивом спортивном комбинезоне? Именно этой логикой и руководствуются местные жители, окружая любой финиширующий экипаж, поздравляя, желая удачи, фотографируясь с героями, прося автографы. Ралли-рейд для глубинки — настоящее шоу.
Записки штурмана. Канун этапа Вязьма — Липецк
Чем дальше — тем страшнее. С каждым днем легенда становится все толще, времени на изучение — все меньше, а сна… Сна скоро вообще, видимо, не будет…
Потому что мы — команда!
В 2:30 ночи, возвращаясь с отрисовки легенды, я застал Чагина, управляющего ремонтом совсем даже не своего КАМАЗа. И «наш» механик Толя тоже был далек от отдыха, во всю помогая в ремонте. Одно слово — команда.
Если пилот проходит трассу один раз, то штурман — трижды.
Один раз — когда «раскрашивает» для пущей ясности «легенду», второй раз — когда повторяет и осмысливает, ну и третий раз — когда едет. При этом «живьем» трассу он так и не увидит, по сути, ни разу — большую часть времени глаза направлены в «легенду», а взгляд в окно бросается лишь для привязки к ориентирам.
Еще в Питере Андрей Леонтьев, неудачно «путешествуя» по кузову КАМАЗа, вывихнул правую руку. А передачи на грузовике переключается совсем не так просто как на VW Golf. К концу второго дня рука отказала окончательно, и после спецучастка, который Андрей прошел, стиснув зубы — в прямом смысле этого слова, его сменил Сергей Решетников. Вечером руку «собирала» уже знакомая массажистка — на утро Андрей был как новый. Чудеса спортивной медицины!
Магия и реальность
В КАМАЗе есть магия чистой механики.
Спортивный КАМАЗ — это техника, собранная из деталей, каждая из которых эволюционировала два с лишним десятилетия. Изменения в конструкцию вносятся постоянно, из года в год, из гонки в гонку. И каждая новая машина совершеннее своего родителя. У наших семи «боевых» грузовиков невооруженным взглядом можно обнаружить десятки отличий.
Сытый, железно-оружейный рокот низкооборотистого 750-сильного битурбодизеля объемом почти 18 литров ласкает слух, вызывает физиологическое привыкание. По нему скучаешь, если долго не слышишь. Если нет денег на спортивный КАМАЗ, стоит купить хотя бы двигатель ЯМЗ и слушать его время от времени. Желательно — под нагрузкой.
Спортивный КАМАЗ — машина исключительно летняя. Если на улице +7, то и в салоне (если это слово вообще применимо к аскетичной застекленной клетке) будет немногим больше. Привычной печки нет, а эффект от Webasto заметен только на стоянке — кабина настолько дырявая, что выдувает все махом. В дождь же и вода в салоне не редкий гость.
Прощание с лесной зоной далось ценой обоих лобовых стекол. Маневренность КАМАЗа далека от легковой, и нависающие кроны деревьев, приходящиеся аккурат на уровень кабины, не всегда получается объехать — даже если видишь их заранее. Большую часть нагрузки берут на себя внешние дуги, но сук суку рознь. Флора мстит спортсменам как может. Главное, чтоб в борьбу не вступила рогатая фауна.
Первой ночью в Питере удалось поспать часа четыре. После первого дня — уже три. Со второго на третий — полтора. Ночь перед четвертым этапом была прекрасна: 4,5 часа здорового детского сна. Если бы во второй и третий день не задерживали старты, и не удавалось бы выкроить еще хотя бы часок на дремоту — непонятно, откуда брались бы силы.
14 сентября, Липецк – Волгоград
Ралли-рейд — спорт тяжелый. При этом нельзя сказать, что он зрелищный. Старт спецучастков — интервальный, и наблюдать на трассе одновременно две или более машины можно нечасто. В большинстве случаев, если только вы не летите на вертолете, наслаждаться в единицу времени приходится картиной проезда одного экипажа.
Четвертый, самый длинный этап Липецк — Волгоград протяженностью 790 км с трехсоткилометровым спецучастком частично проходит в зоне песков, захватывает участки леса и степи. Этап сложный. Особый опыт пилотирования в сочетании с навыками в области навигации необходим именно для прохождения дюнных песков.
Конечно, большая часть «Шелкового пути» — острые моменты, драматичные эпизоды и интересные участки — остается за кадром. Находясь на точке, наблюдатель не знает, что происходит на остальном маршруте. О некоторых событиях работающие на гонке журналисты узнают в пресс-центре из официальных релизов, а иногда от местных жителей, следящих за развитием событий по телевизору. Гонщики тоже не обладают полной картиной происходящего — зачастую невозможно разглядеть, кто именно терпит бедствие на трассе, пролетая мимо на огромной скорости. Единственное общее представление о ходе соревнований дают результаты, статистика гонки.
Лидеры гонки — команда Volkswagen Motorsport на автомобилях Race Touareg III и II. Именно они радуют наблюдателей моментами соперничества на трассе, догоняя друг друга в борьбе за секунды. В их проезде видна скорость и ощутим адреналин. По сравнению с ними, остальные легковые автомобили просто едут на рыбалку.
Конечно, у заводских команд есть ряд неоспоримых преимуществ перед частными. Результативность экипажа зависит от трех основополагающих факторов — опыта, таланта и техники. Невозможно ехать хорошо, быстро и результативно, не имея опыта езды по конкретным грунтам. Если человек никогда в жизни не ездил по пескам — то он с большой долей вероятности по ним и не проедет. Если пилот пять раз проедет по гравийной дороге, шансы сделать это неплохо у него определенно появятся. Но только когда спортсмен тренируется двести дней в году, он будет ехать отлично — где угодно и на чем угодно. Если только это «что угодно» не развалится. В руках опытных гонщиков технике живется лучше — сказывается умение не перегружать машину, максимально эффективно используя ее ресурсы.
Позиции участников в таблице с результатами меняются ежедневно. Как и количество финиширующих экипажей. На сегодняшний день в классе легковых автомобилей их 24, в грузовых — 14.
Опыт имеет значение и в вопросе «видения» трассы. Гонщику с двадцатилетним стажем достаточно на секунду въехать на верхушку одной из сотни одинаковых дюн, чтобы определить — куда и как ехать. С «налетом часов» вырабатывается «чувство» машины и уверенность. Нельзя входить в поворот на 150 км/ч, не будучи уверенным, что автомобиль не подведет. Риск, на который идут экипажи Volkswagen, колоссален, однако это не бесстрашие, это — профессионализм.
Опыт бесполезен, если нет врожденных данных. «Чувство» автомобиля — это определенная особенность настроек вестибулярного аппарата, позволяющих «знать» как катится колесо в единицу времени. Если этого нет — гонять не получится.
Что касается техники, то чем выше у команды инжиниринг, тем лучше результаты ее опытных и талантливых гонщиков. Именно поэтому так сильны «Камаз-Мастер» и Volkswagen Motorsport. Если команда хочет развиваться, она должна вкладывать немалые средства в эволюцию машины. Должен быть очень высоким и уровень технического обслуживания во время гонки. В противном случае результаты всегда будут средними, какие бы звезды ни сидели за рулем и в штурманском кресле.
Записки штурмана. Сперва все шло как по маслу
Первые две сотни километров пролетели гладко и задорно. Огорчало одно: все как вчера, писать-то и нечего. Но финальная сотня преподнесла столько сюрпризов, что с уверенностью можно сказать: до сегодняшнего дня о ралли-рейдах мы не знали ровным счетом ничего!
Соль ралли-рейдов — это, конечно же, пески.
Впереди уже виднеются наши первые на «Шелковом Пути» дюны. Идем в хорошем темпе, за пройденные 230 км нам удалось опередить три джипа. Шпарим вдоль размешенной предшественниками дороги по целине, впереди небольшой холм, влетаем на него, на макушке притормаживаем, ибо не видно, что за ним, и... бесконечно долгое ощущение полета, сопровождающееся внезапно зависшей тишиной заканчивается страшным ударом мордой КАМАЗа об землю. К счастью, все целы, машина, не считая бампера, тоже. Гонка продолжается.
Начиная с четвертого дня гонки пришлось скатиться на медикаментозное жизнеобеспечение. Сергей Решетников, помимо того, что великолепных пилот, штурман и механик, еще и специалист по всяческим витаминкам и пилюлькам. Без полноценного сна нельзя выдержать 8 суток непрерывного драйва без потери концентрации внимания и ясности мысли.
На песчаных спецучастках привычной легенды нет, это сплошное ориентирование и движение по курсу на точку. Очень, надо сказать, занимательное занятие, которое для меня доселе было совершенно незнакомо. Перед тобой — дюнная «песочница» и «недоGPS», на котором нет данных где ты, а где искомая точка. Есть только стрелка, показывающая отклонения и бегающие циферки самого курса. Все. И езжай, как хочешь.
Третий и четвертый дни были омрачены серьезными авариями с «ушами», приведшими к травмам экипажей и гибели автомобилей. Объединяет оба случая общая закономерность: бьются не там, где есть объективная вероятность «разложиться» в соответствии с легендой, а буквально на ровном месте, на незамысловатой связке поворотов, или на яме «в один знак». Поясню: степень опасности препятствия в «легендах» обозначается восклицательными знаками, от одного до трех. Если один знак — жить можно, только осторожно. Если знака три — тушите свет. Ну а если два, значит — серединка на половинку, как повезет.
Для КАМАЗа "!" — чаще всего почти незаметная кочка, зачастую менее тряская, чем десять предыдущих, не обозначенных в «легенде». "!!" — уже серьезно, сбрасываем скорость до безопасной без оговорок. Ну и если видим "!!!", проходим крайне осторожно, препятствие вполне способно остановить навсегда даже грузовик. Для легкового же автомобиля и один знак может стать фатальным, если неправильно отрулиться.
15 сентября, Волгоград – Астрахань
Барханы, дюны и верблюды — таким предстал в полном соответствии с названием гонки маршрут пятого отрезка «Шелкового пути».
Боевым экипажам, конечно, едва ли удалось оценить красоту ландшафта. Они прочувствовали его по силе ударной нагрузки на позвоночники и пятые точки при приземлении после прыжков. Зато для зрителей рельеф спецучастка помимо природной яркости красок явил захватывающее зрелище — вылетающие из-за барханов автомобили беспорядочно метались в поисках правильного направления движения.
Нынешнего этапа ждали и опасались — по мнению гонщиков, именно здесь начался настоящий ралли-рейд, такой, каким привыкли видеть его участники «Дакара». И протяженность участка соответствующая, дакаровская — 446 километров. Степные дороги, протяженная зона песков, барханы и шестидесятикилометровый участок совершенно без дорог.
Не секрет, что у пилотов есть предпочтения по покрытию — каждый силен на определенных типах дорог или их отсутствии. Именно поэтому спецучасток «Пустыня Каспия» должен был изменить расстановку сил в пользу тех экипажей, которые наиболее эффективны на песке.
Гонщик команды Volkswagen Жиниель Де Вилье, известный своей «специализацией» на гравийных трассах классических ралли, перевернулся через капот на дюнном участке 324-го километра скоростного отрезка этапа.
Пилот и его штурман Дирк Вон Зитцевиц не пострадали, но Race Touareg II сильно поврежден — вероятность возобновления гонки экипажем мала. Это не единственная авария за сегодняшний день и далеко не все гонщики отделались легким испугом.
Чем ближе финальные этапы гонки, тем напряженнее становится атмосфера на трассе — спортивная сторона мероприятия набирает динамику, накаляется борьба за лидирующие позиции.
На бивуаке же наоборот жизнь начинает течь более размеренно — суматоха первых дней миновала, распорядок рабочего дня выработан. Механики крутят гайки, пресс-центр готовит отчеты, журналисты берут интервью, операторы снимают сюжеты. Обстановка летнего лагеря особого назначения.
Позади самый протяженный спецучасток и 3 046 километров трассы, однако наивно предполагать, что исход «Шелкового пути» предрешен. Впереди еще два напряженных продолжительных участка и немало сюрпризов.
Записки штурмана. Как обгонял, как подрезал, как копал да как летал
Чертовы пробки, и здесь они!
Опоздали на старт на 5 минут, и мы не одни такие. Естественно, ни о каком соблюдении ПДД уже не было и речи.
Перед дюнным участком мы нагнали черный Bowler Совенко, но обогнать не могли, шли они уверенно и бодро. Начались пески, и в низине между дюн легковушка, замешкавшись, остановилась. Мы стали обходить ее не притормаживая слева, и в момент, когда уже почти поравнялись, тот тронулся и угодил прямиком в наше правое заднее колесо. КАМАЗ даже не покачнулся, а у Bowler порушился пластик морды.
Вроде мы и не виноваты особо, но все равно — не белые и пушистые, совесть грызет. И тут на нашем пути возник застрявший пикап, штурман которого призывал о помощи. Ну что ж — надо замаливать грехи. Остановились, выдернули. За следующей дюной спасли еще одну легковушку, и на душе полегчало; да и «подбитый» Bowler уже давно улетел вперед.
Рано радовались. Два спасенных джипа — не ровня размочаленной морде английского болида. Расплата грянула совсем скоро: мы застряли посреди дюн, да так, что и мосты, и даже картер двигателя «вросли» в песок, а колеса болтались в воздухе. За нашим позором совершенно случайно наблюдал с соседнего бархана Семен Семенович Якубов, прогуливавшийся у вертолета.
До места нашей посадки «шефу» было ходу чуть больше пяти минут, мы только успели отстегнуться, вылезти из машины и достать лопаты. Процесс откапывания проходил под присмотром Семена Семеновича и занял минут сорок. Подсунули под колеса трапики и спокойно выехали. Весь процесс снимало французское телевидение, подоспевшее на удивление очень быстро.
На КАМАЗе надо ездить натощак!
Телевизионщики, как принято в фильмах про терпящих бедствие в пустынях, достали нам «архызики» (вода «Архыз» в бутылках 0.5 л), и я, не подумав, опустошил бутылочку. Дурак. Когда мы тронулись, вода в желудке стала летать и веселиться, биться о стенки, вызывая физическую боль... Совершенно забыл, что на КАМАЗе надо ездить натощак!
Трасса была очень сложная и изобиловала не только дюнами, но и сложными клубками дорог, и множеством опасных мест. Мы влетели со всего хода в яму гигантского размера, никак не выделенную в «легенде». Полет был долгим, а удар — страшным. К счастью, мы отделались подмоченными «ковшами», машина осталась на ходу.
Вернувшись в лагерь, выяснили, что согнули рулевую тягу, и она могла лопнуть в любой момент. Но нам повезло, тяги меняли не мы одни, и это мелочи. В экипаже Ильгизара Мардеева штурман и механик попали в больницу с компрессионными травмами позвоночника. Этот день окончился на больничной койке еще для нескольких экипажей легковых машин. Обратная сторона большого спорта.
16 сентября, Астрахань – Элиста
Новые области, новые пейзажи, новые сложности. Шестой этап «Шелкового пути» со спецучастком длинной в 394 км пролегал через выгоревшие под солнцем желтые степи и лунные пейзажи по берегам высохших соленых озер.
Помимо коварных солончаков и степных кочек, в самом начале спецучастка преградой для участников стала пыльная буря. Мело так, что видимость не превышала 100 метров, а рельеф слился в единое желто-коричневое пятно — чтобы увидеть препятствие или поворот приходилось скидывать скорость до черепашьей. Иначе вероятность въехать в яму или в блуждающую в поисках верного направления машину крайне высока.
Первая половина спецучастка была ровная и скоростная, а вторая, как уже принято на «Шелковом пути» — на порядок сложнее. 150 км кочкарника, канав и езды по «направлениям», разбавленных опасными местами типа узких дамб, соединяющих берега оврагов, или оросительных каналов, на которых и легковая-то машина помещается с трудом, не говоря уж о грузовиках.
В отличие от вчерашнего дня, который ознаменовался большим количеством поломок и аварий, отличительной чертой сегодняшнего этапа стала всеобщая потеря ориентации на местности.
Один из эпизодов массового блуждания случился по вине организаторов — навигационная точка, вопреки регламенту, лежала в паре километров от трассы. Многие участники ее даже и не искали, так как ее не было в «легенде», а те, кто обратил внимание на «намеки» GPS, потратил до часа времени.
Иногда народ «косячил» подвергшись стадному чувству. Нет ничего проще, чем ехать по чужим следам, ведь у лидеров не только машины быстрые и пилоты умелые, но и штурмана глазастые и мудрые. Зачем тогда самим думать? Все бы и было так прекрасно и закономерно, если бы на одном хитром повороте машина организаторов, срезая угол, не оставила на степной поверхности четырехлапый след, что послужило нескольким экипажам командой четко следовать заданному направлению.
На другой наблюдаемой точке грузовик Iveco уверенно отправился в диаметрально противоположном направлении, уведя за собой караван последователей. Через двадцать минут странники пустыни стали неуверенно возвращаться, все так же — стаей. Машины останавливались, разворачивались, меняли направление движения по нескольку раз. Благодаря пыли, выглядело все это как мультфильм «Ежик в тумане» на техногенный лад.
Уже после финиша история с загадочной точкой получила развитие, трансформировавшись в теорию заговора. Все разговоры на бивуаке касались только этого. Кто нашел пропажу — а кто нет? Будет ли подан протест — или все промолчат? Как изменится турнирная таблица после того, как лидеры заблудились, а «гарнир» вырвался «в люди»? Вместо того чтобы наслаждаться пестрой культурной программой в исполнении калмыцких коллективов, все застыли в ожидании брифинга и комментариев организаторов.
Однако брифинг как обычно коснулся исключительно особенностей завтрашнего этапа ралли-рейда, и развязка отложилась на неопределенный срок.
Записки штурмана. «Скучный» день
Сегодняшний день — исключительно «скучный» после вчерашнего.
Все приключения были связаны исключительно с навигацией. Причем, не по глупости штурманов, а по ошибке организаторов. Одна из прописанных в GPS точек не была обозначена в легенде, к тому же затерялась в стороне от трассы. Если бы не внимательность Сергея Решетникова, мы бы точно проскочили «мимо кассы» и заработали штраф. Но нам дичайше везет, что с нами Решетников. С 1995 года он прошел несчетное число «Дакаров» и иных соревнований во всех возможных качествах.
Но и мэтры иногда «косячат». Взяв точку, Сергей настоял, чтобы мы не возвращались на точку схода с «легенды», а шли дальше по азимуту. Я начал спорить, вручил Сергею «легенду» и забил на штурманство — надо же посмотреть, как сделает невозможное наш тренер.
Результата эксперимента долго ждать не пришлось. Сперва мы искатали полрайона, а затем... Заблудились. В итоге чудом размотали клубок собственных исканий и вернулись на начальную позицию. Там уже я «отнял» «легенду» и мы подубасили на финиш, потеряв около часа. Вчера — час на откапывание, сегодня — на поиски того, не знаю чего... Видимо, нам уже не выбраться из подпола турнирной таблицы.
17 сентября, Элиста – Майкоп
Седьмой этап ралли-рейда привел экипажи из пустынь Калмыкии в предгорья Кавказа, в республику Адыгею. Спецучасток длинной 337 километров начался сразу на выезде c бивуака под городом Элиста и продолжился лиазоном в 440 километров до города Майкоп. Ралли-рейд вышел из зоны песков, степей и соляных озер, перейдя в бескрайние поля с лесопосадками и укатанными скоростными дорогами.
Скоростные участки и накопленная усталость — не самые лучшие союзники. Сегодня два экипажа сделали «уши» практически на ровном месте. Первый эпизод остался за кадром, его наблюдал экипаж Андрея Леонтьева на КАМАЗе, они же и ставили «перевертыша» на колеса. А второй, который наблюдала я лично, наглядно продемонстрировал обратную сторону динамичных и фотогеничных ралли-рейдов.
В нескольких километрах от финиша этапа ярко-красный Mitsubishi L200 шпарил по скоростному прямику с глубокими ямами со скоростью, завораживающей взгляд, но далекой от разумной. На очередной пологой, но глубокой яме пикап сильно выпрыгнул в воздух, пролетел с десяток метров и буквально воткнулся «мордой» в землю. Последовало несколько оборотов через крышу, над деревьями взлетали запаски, бензобак и запчасти, красный силуэт машины вскоре замер в клубах пыли.
Через пару минут мы уже были у искореженного автомобиля. Пилот на первый взгляд не пострадал, а вот штурман был хотя и в сознании, но в состоянии близком к критическому. Он жаловался на боль в районе позвоночника, а при снятии шлема обнаружилась открытая черепно-мозговая травма. Жутко. Вертолета ждали около получаса, мимо проносились машины и обдавали нас пылью.
По итогам дня финишировало 28 экипажей легковых автомобилей и 13 грузовиков.
Чем ближе финиш, тем больше экипажей переходят в разряд зрителей. Гонщик команды Volkswagen Motorsport Жиниэль Де Вильер, покинувший позавчера гонку по причине аварии, приехал поддержать своих на финиш спецучастка. На вопрос, как он оценивает этот «Шелковый путь», он ответил, что считает гонку «мини-Дакаром» с разнообразным ландшафтом, где есть и пески, и леса, и степи. Единственное, чего не хватало ему в ходе гонки — серьезных соперников. Можно только представить себе, какой динамики добавило бы их участие. Получилось же так, что в отсутствии сторонних конкурентов Карлос Сайнц, Нассер Аль-Аттия, Марк Миллер и Жиниэль Де Вильер «дрались» между собой.
Де Вильер подчеркнул, что в любой гонке необходимо выкладываться на сто процентов своих возможностей, иначе к чему вообще принимать участие. Перфекционизм и стремление побеждать — или безотносительная жажда скорости и адреналина? В любом случае, и в повседневной жизни в качестве хобби спортсмен выбрал не шахматы, а маунтинбайк.
Бивуак «Шелкового пути» сегодня принимал гостей всех мастей: местную прессу, несметное количество поюще-плящущих коллективов, подозрительных мужчин в строгих костюмах со взглядами, намекающими на близость к силовым структурам.
Гвоздем программы ожидался визит В.В. Путина, что не могло не повлиять на свободу перемещения по бивуаку — зачастую даже пройти из пресс-центра в столовую было совершенно невозможно. Таковы издержки статуса мероприятия…
Записки штурмана. Мы живы. Мы доехали
Вчера у меня был «день здоровья» — спал 5 часов. Сегодня — опять три. Первую сотню километров у меня даже язык заплетался, а глаза теряли фокусировку. Этап очень скоростной, даже мы, гончие черепахи, затратили на 337 км маршрута всего 4 часа 32 минуты. И это мы больше 130 км/ч ни разу не разгонялись.
Кстати, давеча выяснилось, почему нашу машину так шатает в колеях. Оказывается, она все время идет чуть боком — последствия переворота в «прошлой жизни».
Сегодня продолжилась череда аварий. Одна из них произошла на наших глазах — Toyota Prado легла на бок прямо перед нами. К счастью, экипаж не пострадал; мы помогли поставить машину на колеса и погнали дальше. Последствия второй аварии — руины красного пикапа, стоящие в паре десятков километров от финиша. Об этой аварии пишет Катя Коваль, как непосредственный свидетель трагедии.
Мы живы, мы доехали.
По сути, спортивная составляющая марафона закончилась. Мы живы, мы доехали. И Андрей, и Сергей — железные мужики, с такими можно и в разведку, и в гонку, и в баньку. А завтра нас ждет образцово-показательный театрализованный заезд на радость публики где-то под Красной Поляной, который, быстрее всего, на конечный результат марафона уже никак не повлияет.
18 сентября, Майкоп – Сочи
Заключительный этап ралли-рейда «Шелковый путь» привел участников из Майкопа в Сочи. Протяженность маршрута составила 375 км. Семнадцатикилометровый спецучасток проходил по каменистому извивающемуся руслу горной реки Шахи. Этап со спортивной точки зрения — «никакой», зато с идеологической и концептуальной — весьма обоснованный.
Зрительский интерес был удовлетворен сполна. За несколько десятков метров до финиша экипажи пересекали последний из более чем двадцати бродов. Рев моторов, фонтаны брызг, камни из-под колес — динамично, красиво и показательно. Толпа взрывалась аплодисментами и криками, вертолеты кружили над устьем реки, фотографы щелкали заключительные мгновения гонки в новом живописном ландшафте, милиция только и успевала, что оттеснять наступавших на трассу зрителей на безопасное расстояние.
Не обошлось и без инцидента, который, к счастью, не принес никаких неприятностей и не омрачил заключительный день ралли-рейда. Сразу после проезда трех экипажей команды Volkswagen Motorsport, когда все уже ожидали увидеть караван КАМАЗов, в один из бродов из соседнего леска вылетел местный джигит на черном Mitsubishi L200. Однако должного эффекта не произвел — заглохнув посреди реки вызвал только всеобщее негодование вместо восторгов и с позором выполз из воды.
После торжественного финиша на подиуме с поздравлением экипажей, с песнями, плясками и традиционными для автоспорта брызгами шампанского, машины проследовали на курорт Красная Поляна.
Сегодня лагерь с повышенной концентрацией журналистов и звезд автоспорта на квадратный метр обосновался не на летном поле местного аэродрома, а в шикарном курортном комплексе «Гранд Отель Поляна». Здесь состоялось награждение лучших из лучших и… всех остальных победителей ралли-рейда. Несмотря на то, что «Шелковый путь» — только «половинка» Дакара и ему еще расти и расти, прохождение его до финала для любого участника — уже победа. Остается надеяться, что традиция ралли-рейдов «Шелковый путь» продолжится новыми маршрутами, новыми впечатлениями и новыми победами. Может, и я к тому времени в автоспорте разбираться начну.
Записки штурмана. 5-4-3-2-1-с Богом! Последний раз...
Осталось совсем чуть-чуть...
Но организм отказывается повиноваться и совершать подвиги. Чуть было не проспал выезд с бивуака, затем две с лишним сотни километров клевал носом. Вот мы стоим на старте последнего спецучастка «Шелкового Пути 2010», впереди 16 км трассы, проложенной вдоль русла горной реки, два десятка бродов, и море зрителей, многие из которых оптом собирают автографы.
Последний раз в этом марафоне пристегиваюсь и утягиваю ремни до состояния «дышать тесно», натягиваю подшлемник, одеваю шлем... Кнопка ремешка не защелкивается, руки дрожат, в душе зреет великая тоска — неужели через несколько минут все закончится? Неужели я не почувствую больше под собой вибрации ярославского дизеля? Как я буду без его мерного урчания? Знакомые белые пальцы француза-судьи начали обратный отсчет: 5-4-3-2-1-с Богом! Последний раз...
С легенды «слетели» почти сразу. Добрая треть обозначенных в ней бродов напрочь пересохла, даже угадать их бывшее русло почти невозможно. Ориентируемся по азимуту, мокрым следам предшественников, заботливо расставленным покрышкам, и... зрителям. На очередном повороте толпа загородила собой выезд на берег. Делаем лишнюю петлю по реке, чтобы понять — кого разгонять, прицеливаемся и устремляемся «в народ».
Люди благоразумно расступаются, и перед нами открывается заветный выезд. Газу! КАМАЗ под свист турбины и рев пневмосигнала, словно раненый мамонт, врывается в чащу и скрывается в листве, чтобы перепрыгнуть еще через пару бродов и замереть на финише, у подиума...
По традиции, заведенной в команде «КАМАЗ-Мастер», лезем на крышу грузовика, откупориваем бутылку шампанского, брызги-визги, остатки напитка победителей Решетников выливает мне на спину... 11-е место среди грузовиков и 21-е в общем зачете. Но главное в нашей ситуации — совсем не место. Важно, что доехали, живые и здоровые, да и машину привезли в целости и сохранности. И это — наша победа.
Материал подготовлен совместно с порталом "Авторамблер"
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Комментарии
Отличный репортаж!
Против всего можно устоять, но не против доброты.