Рокот космодрома
2011 год в России объявлен Годом Космонавтики. 50 лет назад Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком, совершившим полет на космическом корабле вокруг Земли.
Продюсерской командой LAV Productions под руководством известного путешественника и тележурналиста Андрея Леонтьева в честь знаменательной даты было решено организовать беспрецедентное автомобильное приключение, венцом которого должен был стать … космодром Байконур!
Старт экспедиции был дан в Звездном Городке, где в Центре Подготовки космонавтов проходят обучение все без исключения покорители космоса, стартующие на наших кораблях. Ну а наша команда стала первой в истории Городка, кому было разрешено заехать в святая святых — тренажерный комплекс Международной Космической Станции — на гражданских автомобилях.
Здесь стоят точно такие же модули, что принимают космонавтов на орбите, и в них экипажи многими месяцами, а то и годами отрабатывают штатные и нештатные ситуации. Кстати, профессия «космонавт» теперь официально признана, то есть подобная запись может быть сделана в трудовой книжке.
И вот наши машины стоят прямо под модулем МКС.
Впереди — 3 с лишним тысячи километров в Казахстан. И столько же — обратно. Их предстояло проделать компании из трех «Ауди» — внедорожнику Q7, кроссоверу A4 allroad и представительскому седану A8. Как и в других наших авантюрах, все три автомобиля — «из магазина». Никаких переделок и доработок. Мы вновь намеревались доказать, что путешествие к задуманной цели, какой бы далекой она ни была, под силу совершить на любом автомобиле.
Почему именно «Ауди»? А вот этот выбор был с самого начала безальтернативен — немецкая марка оказалась единственным производителем, почтившим знаменательную дату, легшую в основу нашей поездки. Да-да, «Ауди» к юбилею полета Гагарина в космос выпустила ограниченную эксклюзивную версию спорткупе RS 5 Zero-G. Весьма патриотичный повод не использовал ни один из отечественных производителей — а ведь мы бы с радостью попробовали добраться до Байконура, скажем, на УАЗике…
«Полет нормальный. Слушал Амурские Волны…»
Торжественный старт экспедиции «Звездный Городок — Байконур — Звездный Городок» дан. Действуем по написанному уже не нами сценарию. Перед тем, как космонавты покидают городок и отправляются на Байконур, они обязательно возлагают цветы к монументу Гагарину на аллее Героев и фотографируются на память. Их примеру следуем и мы: все наше путешествие — настоящий космический маршрут, продуманный таким образом, чтобы пройти тем же путем, что и космонавты, а по дороге прикоснуться к прекрасному и проследить, как развивалась наука, продвигался космический прогресс и становились явью самые смелые мечты и мифы, с давних времен окутывавшие стремление приблизиться к звездам.
Следующая остановка — в Калужской области, в Боровске. Здесь долгое время жил и работал преподавателем гимназии чудак Эдуард Циолковский.
Патриархальный городок так и не принял Циолковского и его эксперименты с дирижаблями и воздушными шарами. Впрочем, не принял его не только Боровск — по меткому замечанию Сергея Королёва, Циолковский намного опередил время. Кстати, в городе есть памятник основоположнику космической науки — пожалуй, такой же трогательный и мечтательный, каким, если верить историкам, был и сам ученый. Несуразный человечек в огромных валенках и сползающих на нос очках мечтательно смотрит в небо. И, кажется, видит гораздо дальше облаков и даже ночных светил…
Уже на исходе дня мы попали в Калужский музей Космонавтики — первый в мире и крупнейший в России музей космической тематики. Один из самых потрясающих своей непосредственностью экспонатов — бортовой журнал Гагарина. Написано карандашом на крохотном планшете: «Полет нормальный. Слушал Амурские Волны…» Оказывается, у первого в мире космонавта был милый детский почерк отличника! Увлеченных темой космоса наверняка заинтересуют макеты аппаратов, сделанные по эскизам Циолковского, и вполне себе реальные спутники. Ракетные двигатели, скафандры, космический санузел и даже «меню» космонавта!
Следующий день ничем примечателен не был — мы с удовольствием разглядывали пейзажи за окном, фотографировали ящерок в пыли обочин, деревенские церквушки и наслаждались надвигающимся жарким летом, наконец, вступившим в свои права — календарь показал 1 июня. Приключения начались к вечеру. По дороге в Казахстан мы условились: добраться до границы по федеральным трассам может каждый, поэтому решено ехать в объезд популярных дорог.
Все было хорошо, пока не стемнело. Тут как раз навигатор проложил нам кратчайший маршрут до Дивеево, где мы планировали следующую ночевку. Долго ехали по лесу по какой-то разбитой (кажется, еще во времена Второй мировой) дорожке и уткнулись в заброшенную деревню. Покосившиеся избушки, угрожающие колья сгнивших заборов и пустые оконные рамы заставили усомниться в наших приборах. Из мрака вышел человек. И на вопрос — а как нам выйти на Дивеевскую дорогу, он ответил тоже вопросом — по навигатору сюда заехали? Оказывается, не мы первые… В Дивеево, в Святое место, куда стремились, въехали глубоко за полночь.
Любое намоленное место — тот же маленький космос. А Дивеевский монастырь, где покоятся мощи одного из самых чтимых на Руси святых — Серафима Саровского — космос большой. Однако нам, видимо, не повезло. Мы попали в выходной, в наплыв не только истинных паломников, но и праздных туристических групп.
А дальше наш путь лежал на юго-восток, через Мордовию и Ульяновскую область. Чем дальше, тем жарче и живописней становилось вокруг, но вместе с тем ухудшалось и качество дорог. Первый сюрприз ждал где-то на границе Мордовии и Ульяновской области — асфальт внезапно... оборвался. Как отрезали. Дорога метрах в 300 просматривалась снова. Вот только посередине между двумя серыми ленточками словно прошла ковровая бомбардировка. Как выяснилось — тут недавно проложили газопровод.
Из двух вариантов — вернуться назад и поискать объезд, либо продолжить двигаться вперед, но по полю — мы выбрали последний. Импровизированный, уже немного протоптанный кем-то до нас объезд вызывал лишь одно опасение — Audi Q7 и A4 allroad продвигались по сухому бездорожью уверенно, а вот A8 могла сесть на брюхо. Но — обошлось, помогла пневмоподвеска.
К вечеру асфальт снова стал редкостью, а навигаторы стали заводить на несуществующие срезки. Мы отчаянно плутали в темноте среди полузаброшенных деревень, выбирая пути объезда методом исключения. Поздно ночью нас гостеприимно приютила Сызрань, а ранним утром мы вбили в навигаторы новую цель. Сегодня нам предстояло добраться до нашей первой стоянки в Казахстане, города Уральска, что мы с успехом и сделали.
Дороги Казахстана — отдельная песня.
Сейчас по всей стране идет активное строительство трасс и на многих участках лежит буквально автобанный асфальт. Но не везде. Внезапно безупречное полотно вдруг меняется на очень скверные старые дороги с огромными ямами, между которыми приходится изощренно лавировать, и тогда скорость падает до 50, а то и до 20 км/ч. А подчас дороги и вовсе обрываются — там сейчас идет активный ремонт — и автомобилистам предлагается съехать на объездную грунтовку, этакий классический пример дороги в чистой степи (а позже — и пустыне) с кочками, ямами и глубокими колеями.
Следующая ночь привела нас в Аральск. Утром решили немного исследовать местность и посмотреть, чем живет этот когда-то легендарный город. Зрелище печальное. С тех пор как море отступило, город в буквальном смысле умирает. Разбитые дороги, безлюдные улицы, и только дети как-то скрашивают картину, потому что они открыты и улыбчивы, несмотря на то, что их улыбки старается забить мусорный ветер.
Наконец, мы выехали на финишную прямую — от Аральска рукой подать до Байконура. Какие-то 300 километров по сравнению с проделанным путем кажутся легкой прогулкой.
Дорога уже не удивляла нас — к огромным ямам в асфальте и длинным перегонам по грунтовкам мы привыкли. Поразило другое — по пути мы наткнулись на самое настоящее нашествие саранчи — небольшой отрезок пути был больше похож на живое море из кишащих насекомых, упорно пересекавших асфальт и уходивших куда-то в степи. Да простит нас «Гринпис»...
Спустя пару часов мы, наконец, оказались перед въездом в Байконур. Долгожданный финиш!
Байконур, построенный некогда всем Союзом, сегодня принадлежит Казахстану и взят в аренду Россией. Здесь российские законы, российские деньги и даже свой автомобильный региональный код — 94. Автомобильный парк старый, но машины прекрасно сохраняются из-за сухого климата. «Фольксвагены» и «Ауди» начала 80-х годов — буквально в музейном состоянии.
Наш график пребывания в Байконуре был расписан плотно.
Уже в 5 утра мы стояли во всеоружии на космодроме, который находится в 30 км от города, чтобы увидеть, как устанавливают космический корабль. Несмотря на все предварительные договоренности, из-за усиленных мер безопасности проезд для наших Audi был закрыт. Перемещаться пришлось на автобусе.
Рано утром, как только в пустыне начало светать, у большого ангара столпилось огромное количество людей с фото- и видеокамерами. В открытых воротах была виднелась часть космического корабля «СОЮЗ-ТМА». Тепловоз подцепил ракету и медленно двинулся к стартовой площадке. Расстояние там немалое, скорость движения — 5 километров в час: так было заведено еще при Королёве, и традиция соблюдается до сих пор (как и многие другие), поэтому все действо занимает несколько часов.
Наконец, корабль доставили на стартовый стол и установили вертикально. Началась подготовка к заветному часу. На следующий день мы были приглашены на пресс-конференцию, которую космонавты традиционно дают перед запуском в космос.
А вечером, вернувшись обратно в город, получили предложение сходить на экскурсию в удивительное место — Международную Космическую школу. Здесь детей, помимо общепринятых предметов, обучают аэрокосмическому моделированию. Малыши своими руками делают модели летательных аппаратов, да не простые — каждый экземпляр функционирует! А многие и вовсе летают по тому же принципу, что и реальный прототип — ракеты так же при запуске сжигают топливо, сбрасывают ступени.
А еще в школе уникальная экспозиция, где есть макеты космодромов, настоящее кресло от «Бурана» с катапультой (которого, кстати, нет даже в самом «Буране», выставленном у музея на космодроме), элементы космических кораблей и двигателей, скафандр...
Вечером едем встречать космонавтов из гостиницы. Запуск корабля состоится в 02-12 по местному времени, или в 00-12 по Москве.
В следующий раз, когда мы увидим героев через пару часов, они уже снова будут за стеклом, в специальной комнате, облаченные в скафандры. Здесь проверят космические костюмы на герметичность, и вот космонавты выходят на специальную площадку и отчитываются перед комиссией: «Экипаж корабля «СОЮЗ-ТМА-02М» к пуску готов!» Под бурные аплодисменты экипаж садится в автобус и уезжает на стартовую площадку.
Мы наблюдаем за запуском со специальной площадки в 900 метрах от стартового стола. «Дать ключ на старт!» — «Есть ключ на старт!» Голос командира, Сергея Волкова, спокоен. И вот... момент, которого мы все ждали. Яркая вспышка, грохот, небо наполняется белым светом, становится светло, как днем... и «СОЮЗ-ТМА» отрывается от Земли! Космический корабль поднимается все выше и выше, унося с собой экипаж ближе к звездам. Первая ступень отделилась... Вторая... И третья. Все прошло прекрасно, корабль успешно стартовал.
Это точно стоит того, чтобы хоть раз в жизни посмотреть своими глазами. Забыть такое зрелище невозможно, и это большое счастье — принять участие в таком масштабном проекте.
* * *
Оглядываясь назад, рекомендовать поездку на Байконур, как на туристический объект, не будем. Космодром был и остается сугубо военным полигоном и живет по его законам. Отсутствие сервиса как такового, скромные условия проживания, ощущение своей ненужности на тщательно охраняемом объекте — все это способно отпугнуть. Здесь открыто говорят — присутствие туриста и журналиста на качество запуска не влияет. Тем же, кому за эту красивую историю не зазорно пожертвовать привычными благами — даже такими, как чистая вода из крана — мы однозначно скажем: дороги на Байконур есть. И наш эскорт из трех совершенно разных по характеру и динамике автомобилей — лишнее доказательство, что по дорогам этим можно ездить безо всякой опаски.
Тут не лишним будет поблагодарить наши белоснежные «Ауди» — все капризы экипажей они стерпели с достоинством, ни разу нас не подвели и выдержали эти непростые 6500 км без единой серьезной поломки. Нас ждала дорога обратно, достойная отдельного подробного рассказа.
Комментарии
Air Max 2011 is a major feature is the use of technology today flywire more fiery, lightweight materials of nike air max will be applied to most running shoes of the stem, the weight of the theoretical limit. And air max shoes continue to monitor the Air Max cushion the ground floor, nike air max 2011 dare to give a great foot comfort and visual impact. Although cheap air max 2011 the use of new technologies, and to keep the nike air max 2012 shoes, a traditional design of the body of their own lines, women air max 2011 and women air max 2012 new technologies and old traditions of the collision at the same time, nike air max 2011 mesh and nike air max 2011 leather standards for calibration of new shoes of operation.