Экспедиция? Трофи?
За годы существования «Экспедиции-Трофи» в этом проекте поучаствовало множество моих знакомых. Меня же гонка обходила стороной. Не могу сказать, что меня это печалило. Это не «Дакар», на который мечтаю попасть с детства, это совсем иная история.
«Волок» — историко-этнографический внедорожный рейд, идею которого в 2010 году позаимствовала… «Экспедиция-Трофи».
Мои друзья, команда «Нимал», выиграла «бесплатный билет» на «Экспедицию» в ходе очередного «Арктик-Трофи» 2009 года. Ребята всерьез готовились. Мне неоднократно предлагали войти в состав команды, но я отказывался ввиду очень неудачных сроков: именно в период с 23 февраля по 8 марта у меня горячая страда — разведка «Волока». А «Волок» — мой проект, историко-этнографический внедорожный рейд от Белого до Черного моря, идею которого в 2010 году позаимствовала… «Экспедиция-Трофи». Разумеется, без ссылок на первоисточник. Заимствован и слоган — «из зимы в лето». У меня же все по-русски: ничего не зарегистрировано, а потому — и взятки гладки.
За неделю до старта команда начала трещать по швам. Я поднял на уши всех компетентных знакомых, кто потенциально мог в считанные дни сорваться на столь продолжительное время, но тщетно. Остался единственный шанс — вахтовый метод, то есть кто-то из организаторов «Волока» едет на первую половину, от Архангельска до Томска, а кто-то на вторую, от Томска до финиша. Так одно место в команде разделили мы с Андреем Саакяном. Он шел первую часть, а я — вторую. Расскажу лишь о том, что видел сам.
Оранжевый стрит-рейсинг
Ночной рейс Москва-Томск. У стойки регистрации знакомимся с Антоном Вольским, таким же «сменщиком», но сердобольная девушка решает, что вместе нам сидеть опасно — можно и подружиться — и рассаживает в разные концы самолета. Мои соседи — тучная бабушка и ее любимый внук. На взлете бабуля бодро приговаривала: «Не бойся внучок, ты уже много раз летал на самолете» — и горячо крестилась. Начало хорошее. Я тоже много до этого ездил на машине, но чтобы так…
В аэропорту Томска наш немногочисленный багаж проверила густо обсыпанная блестками розовощекая девушка, и…
...началась гонка. Сперва — на такси за собственной командой, которая в шесть утра уже была на задании.
Таксист задачу понял. Кинул на рычаг МКПП меховую шапку и долго гнал по трассе из аэропорта на третьей передаче, загоняя стрелку тахометра в красную зону. Заметив мои косые взгляды, он пошевелил усами, пошебуршил под шапкой и перешел на четвертую. Окончательно он нас удивил, когда всерьез начал рассказывать, что те 500 рублей, которые объявил диспетчер за заказ такси — это с человека, как на маршрутке. Я спросил — неужели, если он везет 4 человек, то берет 2000 за двадцатиминутную поездку? Поняв, что дал маху, таксист сказал, что в этом случае цена решается «по-человечески». Так и рассчитались, по-нашему.
Задание выдали антисоциальное — за два часа собрать 29 точек культурной навигации в центре Томска. Успеть совершенно нереально; и это привело к тотальному стрит-рейсингу по городу. 17 внедорожников носилось по улицам, не обращая внимания на ограничения скорости, разметку, знаки и светофоры, катаясь по тротуарам и автобусным остановкам, ошарашивая беспределом местных жителей. А в довершение всего этого беснования в гостинице «Томск» была проведена… пресс-конференция.
Нашей команде для победы в гонке требовалось во всех предстоящих заданиях приходить в тройке лидеров, а для этого нужны были подвиги. Следующее задание выглядело так: выдан список из полусотни городов, за посещение которых начислялись баллы, кратные количеству жителей, в нем проживающих. Самые «дорогие» города находились не в России, а в Казахстане, и среди них самый ударный — Алма-Ата, та самая, что распростерлась у подножия Тянь-Шаня. Через трое с половиной суток нужно финишировать в Элисте, столице Калмыкии. А мы — в Томске. Прикинули по картам и навигаторам и решили: едем!
Марафон Томск — Алма-Ата — Элиста
К этому моменту обе наши машины, Toyota Land Cruiser 80 и Nissan Patrol Y61, в той или иной степени страдали техническими проблемами. И если первый хорошо разгонялся, но плохо тормозил из-за порванной тормозной трубки, то Nissan наотрез не хотел ехать, реагируя на педаль акселератора провалами. Благодаря джиперскому братству, в Новосибирске первую проблему удалось решить, ребята из Jeep Toys быстро научили «восьмидесятку» останавливаться.
Научить же «Патруль» разгоняться куда сложнее, 3-литровый турбодизель слишком капризен. Решили не мешать машине работать, лишний раз сменив воздушный фильтр, напрочь забитый льдом, топливный, полный воды, и вставив на место отражатель фары, светившей то в землю, то в небо.
Граница с Казахстаном близ Карасука.
Переход убогий, маленькие вагончики, множество пограничников. Нам трижды «повезло». Сперва попали на пересменку, сушили весла почти час. Затем у одного из нас глазастые российские паспортисты углядели вопиющее несоответствие: бланк паспорта образца 2009 года, а выдан в 2007… Хорошо хоть осуществлять задержание опасного преступника им было лениво, нас великодушно отпустили в солнечный Казахстан, авось и не вернемся. На радостях мы быстро прошли казахстанскую границу с одурманивающим именем «Косак», даже впопыхах уклонились от ненавязчивого предложения купить местное ОСАГО, за отсутствие которого и были приняты на посту в Павлодаре… Наутро в Караганде пришлось потратить полтора часа на оформление страховки. Там час, тут два… с такими временными потерями можно и не успеть на финиш! А мы еще затеяли брать все точки по ходу движения, несмотря на их невысокую стоимость. Так в списке посещенных городов появились Сарань, Шахтинск, Балхаш…
В городах к нам часто подходили местные, расспрашивали кто мы и откуда, поражались, что идем из Архангельска. В их мозгу явно не укладывался наш темп, и когда я одному из них пожаловался, что ехать нам предстоит от Алматы до Атырау через пустыню зимой, он сказал: «да пока туда доедете, лето будет». Как дядечка заблуждался!
Время жгло пятки. Тут нас догнал кортеж местного бая, следовавшего в нашем направлении, и мы тут же пристроились за ним. Удобно! Милиция отдает честь, встречные и попутные машины тормозят у обочины до полной остановки, лети на здоровье! Кайф кончился минут через сорок, когда нас попросту отсекли от кортежа, и строгие милиционеры принялись нас арестовывать. Гнев на милость сменился весьма быстро, но «проводников» было уже не догнать.
Мы — преступники? Чему учим людей? Чем гордимся?
Мы быстро смекнули, что коррупция в рядах местной дорожной полиции даже круче, чем в России, а если соблюдать правила, то финиш в назначенное время нам не светит, и решали вопросы очень просто: если нас останавливали за скорость или любое иное нарушение, то тормозила лишь одна машина, страж закона получал ассигнацию в 1000 тенге (200 рублей) — и мы следовали дальше. В отличие от России, в Казахстане так же легко решается и «встречка», что нас очень радовало. Скажете — мы преступники? Чему учим людей? Чем гордимся? Вопрос морали здесь уже вторичен, таковы правила игры, таков формат соревнования. А мы — люди восточные, русские, хулиганство у нас в крови, тем более, когда оно оправдано и организованно.
Ночь, Алма-Ата, два запыленных джипа врываются в город, берут проводника, фотографируются у Главпочтампта и уносятся прочь на запад, через всю страну, на Актобе. На заправках народ спрашивает, куда путь держим, и когда узнают, говорят, что впереди бездорожье. Мы и сами с усами, слышали, видели, знаем, но расчитываем, что степь еще замерзшая, легко проскочим. И оказываемся правы. Через сутки, несмотря на гололед и периодическое отсутствие асфальта, уже идем степями от Актобе в Атырау, затем, распугивая мирно пасущихся верблюдов, достигаем границы, удачно ее пересекаем, и за два часа до закрытия финиша прибываем в Элисту… 6260 километров за 82 часа, с учетом границ, ремонтов и прочих остановок. Но мы — первые!
Моем машины, проводим ТО, ужинаем, узнаем новости, наконец-то общаемся с другими участниками. Завтра грунтовый спринт, а впереди — первая ночь не на колесах за четверо суток. Глаза закрываешь — а вестибулярный аппарат все еще едет.
Скачки на тачках
К счастью, за ночь разбухшую весеннюю степь чуть прихватило морозцем. Машины выстроились у стартового оврага. На противоположном склоне отчетливо видны следы организаторов, накануне так и не осиливших подъем. Нам же предстояло пройти четырехкилометровую размеченную трассу, всю изрезанную подобными оврагами. Без цепей здесь делать нечего, особенно если задача — победить. Надеваем цепи на все колеса обоим машинам, выгружаем весь шмурдяк, заранее готовим тросы и якоря, по сигналу ракеты стартуем.
Старт параллельный; семь команд, как на ипподроме, выстраиваются в ряд. К счастью, овраг проскакиваем лихо и сразу опережаем конкурентов. Дальше главное — не потерять позицию, а это ой как не просто! Машина вязнет в грязи чуть ли не по ступицы, мотора «Патруля» решительно не хватает, «Крузер» уходит вперед, нас обгоняют сперва «Бродяги», а затем и «Внедорог», благодаря мощным моторам их Land Cruiser 100. Решаем бороться с ними отвагой — и кидаемся в овраги ходом, по следам нашего «Крузера», пользуясь тем, что конкуренты «очкуют». И приходим на финиш первыми!
Фраера, жадность и два зайца
Новое задание, в котором мы также должны войти хотя бы в тройку лидеров — спецучасток Элиста — Гуамка (Адыгея). Организаторы раскидали точки — родники и различные источники — по всему Северному Кавказу, а пути к нему из Калмыкии отрезали «черными квадратами» — зонами, сквозь которые нельзя проезжать под угрозой пенализации. Эти зоны перекрыли все значимые асфальтированные дороги. Здесь очень помог опыт проведения «Волока» — я неплохо знаю регион, вывел нашу команду очень шустро. Попутно в раскисшей степи спасали застрявшую «восьмерку».
Мужик не отказался от помощи, мы выдернули его из тракторной колеи на сухое место, и пока отцепляли и болтали «за жизнь», машина укатилась назад в яму. Мужик даже не думал пытаться ее остановить, лишь махнув рукой. Оказалось, что он все равно ждет трактора, у него «порвана» коробка передач, а столь смело «рысачит» он по степям за счет заваренного межколесного дифференциала.
Выбрались из степей в поселке Левокумское.
Подъезжаем к перекрестку и на глазах у сотрудников ДПС поворачиваем налево. Нас останавливают, подходит инспектор и начинает рассказывать, что мы «срезали» поворот через «встречку». По ходу диалога замечаем, что нагрудный знак у него на половину спрятан в карман. Просим предъявить документы и показать значок, он отказывается и предлагает пройти к нему в машину. Тут мы набросились уже всей командой, принялись требовать документы, на что были посланы прямым нецензурным текстом. Остановивший нас инспектор сказал, что он стажер, а документы — у начальника.
Пишущий протоколы в машине начальник свой значок показал (26-2102), но свою «правую руку» так и не выдал. А третий инспектор, самый молодой, и вовсе стал общаться с нами вызывающе и провоцировать конфликт. Телефонов доверия не написано, звонки в дежурную часть через 112 ни к чему не привели — там сказали, чтобы мы разбирались сами. Я предложил самому дерзкому отойти за ближайший сарай и разобраться так, как предложили в дежурной части, только без погон. И мы пошли за сарай… Уж не знаю на чье счастье, но вмешался старший, вернул все документы и стал заминать конфликт. Ставропольский Край и весь Северный Кавказ славятся подобным милицейским беспределом.
Сгоряча решили не заезжать в Нефтекумск, а срезать угол дорог полями и… влипли. На мосты, посреди морей разливанных и тракторных колей. Потеряли еще час на вытаскивание машины и объезд. Благодаря этим приключениям, точку под Нальчиком, на которую мы упорно шли, брать потеряло всякий смысл, и мы изобразили огромный крюк по карте, потеряв все отыгранное время. Надежда была лишь на то, что остальные наши конкуренты нахватали штрафных баллов. Выход один — взять хотя бы одну дорогую точку, ближайшая из которых — в Теберде. Успешно нашли заданный источник, который традиционно для «Экспедиции-Трофи» находился не в зоне свободного доступа, а на территории пансионата реабилитации сотрудников МВД, за забором и под охраной. Еле уговорили нас пустить на территорию.
На обратном пути, в Карачаевске, который мы пересекали на скорости +59 от разрешенной, нас стала догонять гражданская наглухо тонированная «пятерка», из окна которой рука с самодельным жезлом в спортивной куртке с лампасами Adidas настойчиво требовала остановиться. Естественно, подчиняться и в мыслях не было, мы жестко отжали лжемилиционеров на встречную обочину, после чего они благоразумно отстали. Однако ехать отдыхать на здравницы Кавказа как-то перехотелось, беспредел.
Простреливаем вдоль Кавказского хребта до Майкопа, остается два часа до финиша, и мы решаем, что нам надо взять еще две точки в ближайших окрестностях, чтобы иметь очевидный перевес. Первая, находящаяся прямо в городе, берется легко, а вторая — святой источник, находящийся на территории закрытого на ночь монастыря, убила час времени. Пришлось уговаривать охранников, чтобы нас пустили побродить ночью с фонарями по монастырским лесам, тревожа патриархальную тишину. На мой взгляд — разумного в такой расстановке точек мало.
Остается сорок минут до закрытия финиша, идем прямой наводкой на Гуамку через Дагестанскую, и… упираемся в автобусный круг и брод. Начало седьмого утра, пытаем сонных местных, как пробраться в Гуамку, все говорят — через брод и дорога идет по тому берегу. Окунаемся по капот в полноводную реку, переезжаем ее, упираемся в перекопанную дорогу. До финиша 25 минут. Возвращаемся в Дагестанскую, опять пытаем местных, они твердят, что дорога на той стороне реки. Рассветные сумерки, кидаемся опять в брод — результат тот же, проезда нет! Возвращаться и делать крюк по асфальту уже поздно — до закрытия финиша 20 минут. Опять Дагестанская, очередной абориген колется — оказывается, надо ехать не просто вброд, а подняться на двести метров вверх по руслу реки, и у подвесного моста будет искомая дорога. Нашли! Остается 15 минут и более 20 км… «Крузер» валит вперед, мы неминуемо отстаем, но тоже идем. Вязнем в разбухшем грунте, мотор орет как резанный, не хватает A/T шин для столь тяжелого грунта, но каким-то чудом выскакиваем на асфальт в Красном Дагестане и летим в Гуамку. «Крузак» врывается в поселок первым, но и он опаздывает на 4 минуты. Ищут точку финиша, летают по улицам, тут поспеваем мы, и тоже не сразу, но находим финиш. Опоздание 7 минут… Game over, проиграли! При большем количестве точек и отсутствии штрафов. Правильный заезд оказался через Апшеронск.
Провальный перевал
Организаторы еще задолго до старта проекта заявляли, что «Экспедиция» будет впервые пересекать в зимнее время года один из «диких» перевалов Кавказа, а именно — Грачевский.
Разведка велась… летом 2009 года, тогда они прошли его «колесами». Накануне гонки, по рассказам, организаторы осмотрели перевал на вертолете — и решили, что он проходим. С колонной они не поехали — «чего мы там не видели». Руководство колонной поручили нетрезвому экипажу Land Cruiser Club. Плюнуть и отказаться нельзя — мы ведь экспедиция, разворот одной команды сулит дисквалификацией всем остальным. Этакий штрафбат и «один за всех и все за одного» в одном флаконе. Мы шли вообще уже вне зачета, но и на нас это правило распространялось в равной мере.
Миновали поселок Отдаленный, поднялись по серпантину в горы, и когда чищенная местными жителями горная дорога все-таки закончилась, предприняли робкую попытку штурма подъема «нахрапом», в результате чего несколько внедорожников повисли на заметенном серпантине и экспедиция встала.
Организаторы телеграфировали, что в таком случае перевал надо брать пешком. Оставаться в машинах никому нельзя, на фотографиях должно быть 42 головы на фоне стелы. Несмотря на очевидную тяжесть восхождения, прогулка понравилась всем без исключения. Горный воздух, падающий хлопьями снег, тишина… и 42 человека, растягиваясь группками, ковыляет на верхнюю точку. И, что интересно, никто не взял из машин ни одного прибора GPS! Путешественники! Перевал искали по наитию.
Как только вышли на плоскогорье, началась страшная пурга, в момент заметающая следы и сдувающая с ног. С горем пополам нашли несколько стел, посвященных военным действиям на Грачевском перевале, сфотографировались и под звуки гармони пошли вниз к машинам. Думаете, на этом все закончилось? Отнюдь!
На финиш гонки был приглашен экипаж на Jeep Wrangler Rubicon, который в паре с уже упомянутым «проводником» от Land Cruiser Club победили на старте в Архангельске в прологе. Организаторы несколько дней подначивали их «показать всем» и покорить перевал.
Когда «орги» дали «задний ход», уже никто не собирался разворачиваться, они попробовали затащиться наверх на лебедках, поняли, что это бесперспективно, вернулись в поселок Отдаленный, наняли два «горных» трактора Т-40 на цепях, без крыш, оборудованных механическими лебедками и снегоочистительными ножами, и с их помощью штурмовали перевал. Там проводники получили по 7000 рублей каждый, и оставили первопроходцев один на один с горами. Все это происходило под покровом темноты.
Спуск же с перевала немногим проще, чем подъем. Путь преграждает река, которую нужно штурмовать вброд. Toyota без разведки кидается в воду, да еще в том месте, где вода поспокойнее… Эффект не заставил себя долго ждать — машина затонула, а пассажиры остались куковать не крыше «утопленника». Экипаж Wrangler сделал соответствующие выводы, промерил брод и преодолел его рядом и без потерь. Дальнейший спуск — дело техники, а для Land Cruiser потребовался эвакуатор. Ребята прибыли на финиш — в пионерский лагерь «Орленок» — уже к вечеру, после награждения. И организаторы «Экспедиции-Трофи» не только не приложили ни малейших усилий к эвакуации, но и высказывали множество претензий, попутно, правда, наградив их медалями за храбрость, доблесть и дерзость.
«Дом 2» и регата
Как понять, кто лидер? По результатам? Нет — по результатам голосования!
Как вы считаете, когда команды на протяжении 18 000 километров выясняют кто из них сильнейший, как понять, кто лидер? По результатам? Нет, братцы, по результатам голосования! А результаты гонки — и то по принципу зачет/не зачет — определяли лишь допуск к голосованию.
И вот мы собрались на «поляне», главный судья гонки Вадим Усков расставил на оранжевый стол пять оранжевых урн, куда надо было опускать бланки в пользу понравившейся команды. Александр Кравцов, «директор» «Экспедиции-Трофи», довольно наблюдал за паноптикумом. Наступил час «Х», две команды оказались недостойны, а остальные три — лучшими. «Внедороги», «Бродяги» и «Домовенок Кузя» вышли на финишную прямую, получив право участия в регате на парусных катамаранах, победитель которой и становится призером.
Короткий инструктаж для участников регаты, экс-участники стоят у машин, шеренги «новых пионеров» выстроены на набережной, иных неакредитованных зрителей, включая прознавшие о событии СМИ, на территорию «Орленка» не пускают.
Старт, почти час борьбы неопытных людей с парусами — и наши друзья, «Домовенок Кузя», побеждают со значительным отрывом от конкурентов. Хоть победили и не мы, но победа наша!
Эпилог
Русская душа загадочна и непредсказуема. Вот вроде бы ясно и понятно — проект антисоциальный и попросту опасный для самих участников и окружающих. За время двухнедельного «путешествия» приходится буквально жить в машине, идти все время на максимуме, засыпать за рулем, рисковать жизнью многих людей, правами, нарываться на штрафы, давать взятки. Это спорт, без этого никак. При этом увидеть страну абсолютно невозможно, потому что элементарно некогда. Соответственно, это вовсе не экспедиция, ведь познавательной составляющей нет. И не трофи — бездорожье если и есть, то притянуто за уши, а весь маршрут рассчитан скорее под спортивные кроссоверы. Кстати, если анализировать рассказы участников прошлых лет, то это первая «Экспедиция-Трофи», в ходе которой не было ни одного ДТП, да и то быть может лишь потому, что участников все меньше, а их уровень все выше, несмотря на все более лояльные условия участия и огромную известность бренда в стране. Наверно только в России возможно устроить гонку по дорогам общего пользования, где все правила игры подталкивают на нарушение всех правил в целом и здравого смысла в частности. И даже осознавая все это, могу сказать честно и откровенно: мне и всей нашей команде — понравилось. Огромное спасибо организаторам, похулиганили на славу!
Фото Алексей МОЧАЛОВ, Андрей СААКЯН
- Войдите на сайт для отправки комментариев