Записки Печорской экспедиции

Усть-Цильма – Замежная – Усть-Цильма

Усть-Цильму я снимать не стал.
Не из лени или вредности — времени не было. Те 3-4 часа света, что в нашем распоряжении, хочется потратить на что-то более интересное, чем легкодоступная Усть-Цильма. Тем более, в этот день нам проводником вызвался Владимир, человек, с которым мы познакомились несколькими днями раньше на Ираельском серпантине, ратующий за культуру и историю родного края, а с патриотами, в хорошем смысле этого слова, всегда приятно иметь дело.

Путь лежал в село Замежная, где нас ждали в гости. Правда, на календаре — предпоследний день поста, и нам сразу было четко сказано, что никаких съемок, песнопений и фольклерных выступлений быть не может. Несмотря ни на что. Старообрядцы. У них все строго. Потому рассказ будет о поездке.

В Усть-Цильме тронуло здание ГИБДД, такое милое, деревянное.

Путешествия по району связаны с пересечением множества рек по ледовым переправам. Река Пижма.

А это Печора — багров хватит на всех!

Местные жители традиционно стирают в реке. На улице около -30С, и это не мешает. Кстати, питьевую воду на Пижме берут не из колодцев, а с реки, ведь она намного вкуснее.

Вот такие самоделки встречаются в деревнях. Кто был "родителем" — одному Богу известно!

Нет уж, лучше лошадки и все, что с ними связано, оно как-то красивее! Кстати, в санях едет охотник, везет подстреляных зайцев-беляков.

Посмотрите, какие красавцы! И заводятся в любой мороз!

Молельный дом в Замежной. Церквей в общепринятом смысле этого слова у старообрядцев нет.

А с верой тут все серьезно. Мы лишь слегка прикоснулись к местной истории и культуре, и теперь очень хочется вернуться сюда летом, чтобы окунуться с головой в исследование и созерцание. Посмотрите на эти фото: разве расскажешь о ТАКОМ в двух словах? Нет, это задел для целого проекта!

Вернувшись на ночь в Усть-Цильму опять заселились в гостевую комнату спорткомплекса. Завтра пойдем на север по Печоре. Курс — на Нарьян-Мар.

Усть-Цильма – Леждуг – Харьяга

В любой экспедиции должно быть что-то первооткрывательское.
На сегодняшний день известен основной зимник с "материка" на Нарьян-Мар, идущий через Усинск. Если начать изучать дорожную сеть этого региона, встречается упоминание, что пару раз некие неопознанные личности прорывались в Нарьян-Мар напрямую из Усть-Цильмы, прямо вдоль Печоры. Однако никаких достоверных источников на сей счет нет. Местные также лишь разводят руками и озвучивают домыслы.

Даже встреченный нами дорожный знак — и тот не может определиться — есть ли дорога на Нарьян-Мар и сколько до него ехать. Вот мы и решили двинуться на север с целью выяснения истины.

По пути нам попался живописный мотоцикл, воткнутый в сугроб. Судя по закопченности цилиндров, заводят его паяльной лампой.

После этого знака дорога стала заметно хуже, зимник очень неровный, что сразу сказалось на скорости передвижения. Мы же все надеялись увидеть стада оленей, вынюхивали следы и смотрели во все глаза...

В Окунево расположен забойный пункт, и стада здесь бывают часто. Но нам не повезло, мы застали лишь многочисленные нарты и удивленного нашим появлением кочегара.

 

Дальше на север пересекали Печору, даже какое-то время ехали по острову через деревню Крестовка. На одной из ледовых переправ пообщались с трактористом, чистившим зимник. Он сетовал на ненадежность техники, и сказал, что дальше на север не пойдет, так как на одной из переправ дорожники не обозначили ограничения веса транспортного средства, а топить трактор ему не сильно хочется.

Чем сильнее забираешься на север, тем меньше встречаешь солнца. Рассвет сразу переходит в закат, а небесное светило чуть заметно над елками.

Иногда казалось, что мы уже забрались в места совсем не жилые, но подобные знаки посреди корявого зимника возвращали с неба на землю.

Так, мало по малу, мы и пересекли Полярный Круг. Обратите внимание, на GPS буковки не хватает, студентам до фонаря — что это за круг такой, полярный.

Пересечение заветного рубежа отметили символическим застольем.

Зимник уперся в крайнее печорское село Леждуг. GPS померил расстояние по прямой до Нарьян-Мара, до него осталось 77 км. По словам местных, не чистится всего 40 км дороги, и народ ездит в город на "Буранах". Мы проверили — буранный след наши машины практически не держат, смогли углубиться от дороги метров на 200. При этом, когда иные регионы засыпало снегом, здесь, в заполярье, глубина покрова не больше 30 см, и Wrangler свободно идет по целине!

Было громадное искушение рискнуть и пойти на Нарьян-Мар. Я в Леждуге опросил население на предмет наличия эвакуаторов — ГТС или тракторов, но ответ был отрицательный: вся колесная и гусеничная техника законсервирована до весны, и оживлять они ее ни за какие коврижки не собираются. А значит, если мы где-то встрянем, помощи ждать неоткуда. На том и развернулись.

Харьяга – Ижма – Москва

Последний день активной части экспедиции начался посреди поля за околицей Харьяги. Спали в палатке, на улице -24С. Обо всех аспектах подобных ночлегов расскажу чуть позже, это достойно отдельного материала. Скажу лишь, что секрет кроется в первую очередь в хорошем спальнике и нескольких слоях обычных туристических пенок. А после расскажу о попытках отопить палатки газовыми обогревателями.

Ночью к нашей палатке подъехали местные, потребовали документы — заподозрили нас в терроризме. Боятся провокаций с нефтехранилищем... Паранойя и сюда дошла.

Харьяга — поселок, основанный раскулаченным крестьянами, высланными при Сталине на север. Их просто привезли сюда на барже, высадили и забыли... Поселок административно относился к Воркуте. Затем здесь был колхоз. Сейчас нет ничего. Сплошное натуральное хозяйство, охота-рыбалка-собирательство. Электичество свое — круглосуточно молотит дизельная электростанция. А еще, из Харьяги есть "направление", выводящее к Баренцову морю, в Индигу. Мы проверили — просека в лес уходит, но следов нет. Вся информация со слов местных.

Обратите внимание как дом "утеплен" снегом.

 

В памятной стелле замурована капсула потомкам. Надо приехать в день вскрытия, очень любопытно!

Ждать осталось чуть-чуть:

Под снегом зимуют "Газушки" и ГТСы, без которых летом по суше было бы не проехать вовсе. Вот бы на таком агрегате на Индигу!

Обратный путь — это всегда немного грустно. До Москвы — больше двух тысяч километров, но несмотря на мороз и унылую природу, возвращаться совершенно не хочется.

В Новом Бору пришлось дозаправляться. Купил у местных 20 литров бензина, припасенного для бензопилы и... узнал, что кругом немцы! Оказывается, весь поселок — выселенные в те же 30-е годы немцы Поволжья.

На Полярном Круге посреди дороги "расселся" Dodge Caliber c питерскими номерами. Одолевать крутые подъемы без полного привода проблематично, а их провожатый на UAZ Patriot... попросту забыл о подшефной легковушке, уехал восвояси. На дворе Рождество, трафик по зимнику нулевой, через 4,5 часа ожиданий появились мы. Они даже дров для костра уже натаскали, ведь их ждала веселенькая ночь.

А следом за нами подъехала "Нива". В такой теплой компании мы и сопровождали Dodge от Полярного Круга до речки Чукча. Это и был финальный аккорд нашей новогодней экспедиции.

Про обратный путь писать не стану. Шли по маршруту Ижма – Ухта – Сыктывкар – Широкий Прилук – Великий Устюг – Вологда – Москва, спали в приличных гостиницах, устраивали праздник живота, вспоминали эпизоды путешествия и строили планы на будущее... И многое из того, что мы настроили, вы вскоре непременно увидите!

Текст и фото Алексей МОЧАЛОВ

Комментарии

Аватар пользователя Татьяна Максимова

 По дороге Солигалич - Тотьма кроме ледовой переправы у Черепанихи , можно проехать через мост у Тотьмы . Гремячий - Аникин Починок - Фатьянка - Великодворье - Тотьма .

                                                                                                                                                  Андрей .

Аватар пользователя pokraska-remont200

Фотографии шикарные.

© 2004-2012 All-road.ru  Разработка сайта Proдвинутый папа